Навіны

"Керимов дал бы €100 млн на решение проблемы белорусской диктатуры

Не две, а три коалиции существуют на оппозиционном поле. Наряду с “Народным референдумом”, Гражданским альянсом за справедливые и честные выборы для лучшей жизни “Талака” действует и “Европейская коалиция”, созданная десять лет назад Николаем Статкевичем.

О ситуации в белорусской политике и перспективах оппозиции на ближайших электоральных кампаниях в интервью приложению UDF.BY “ПОЛИТИКА” рассуждает Генеральный секретарь БСДП (Народная Грамада) Сергей Скребец.

– Оппозиция разделилась на две коалиции: “Народный референдум” и Гражданский альянс за справедливые и честные выборы для лучшей жизни “Талака”. Почему БСДП (Народная Грамада) не влилась ни в одну?

– Народная Грамада входит в коалицию “Европейскую коалицию”, которая была создана в 2003 году Николаем Статкевичем. Сегодня в неё входят “Молодой фронт” Змитера Дашкевича, оргкомитет Партии свободы и прогресса Владимира Новосяда, движение солидарности “Разам” Вячеслава Сивчика и моя партия “Свобода”, которая потом объединилась с Народной Грамадой.

Когда создавались “Народный референдум” с “Талакой”, на предложения присоединиться мы отвечали: у нас есть своя коалиция. Сивчик находится в политической эмиграции, а лидер Народной Грамады Николай Статкевич сидит в тюрьме (лидер “Молодого фронта” Дмитрий Дашкевич уже освободился). В “Европейской коалиции” некому обсуждать вхождение коалиции в другую коалицию. Какой смысл? Как только наша коалиция соберется, мы решим: надо ли нашей коалиции вступать в какие-либо союзы.

– Значит, де-факто следует говорить не о двух, а уже о трех коалициях в оппозиции?

– Почему – уже? Наша коалиция не создалась вчера, она появилась десять лет назад.

– Как вы оцениваете “Народный референдум” и недавнее появление “Талакі”?

Не две, а три коалиции существуют на оппозиционном поле.

Наряду с “Народным референдумом”, Гражданским альянсом за справедливые и честные выборы для лучшей жизни “Талака” действует и “Европейская коалиция”, созданная десять лет назад Николаем Статкевичем.

– Цели и задачи обеих коалиций довольно расплывчаты. Одна, я так понимаю, ратует за свободные выборы, вторая собирается референдум ладить. Если у меня попросят назвать пять различий, я их не назову.

Единственное, что я определил бы точно, – обе борются за западные ресурсы: кому и сколько выделят на предстоящую кампанию. Именно представители этих коалиций все время разъезжают по заграницам.

Стоит предположить, что каждая будет представлять себя как самую большую и самую народную. Хотя и у одной, и у другой в Минске людей нет, а в регионах – одни и те же люди.

Я бы на их месте не боролся за копейки, которые выделяют западные фонды, а быстренько сформировал бы делегацию и направил к Сулейману Керимову. Упали бы на колени, сказали бы: уважаемый, дай 100 миллионов евро, будем решать общую проблему – диктатуру в Беларуси. Думаю, он бы дал 100 миллионов – для него это не деньги.

– Деление на “Народный референдум” и “Талаку” чисто формальное: игроки все те же, формат деятельности не изменился…

– Да. Даже сложилась комедийная ситуация, которую я наблюдал. Председатель БСДП (Грамада) Ирина Вештард всегда была с Лебедько и Калякиным, но почему-то отвернулась от них и вступила в “Народный референдум”. Не потому ли, что ее за границу свозили? “Народный референдум” и “Талака” стараются перетянуть на свою сторону партию-фантом. Это показатель.

– Уже сейчас можно прогнозировать формат участия оппозиции в местной кампании…

– На местные выборы пойдет минимальное количество оппозиционных кандидатов, которые попробуют зарегистрироваться кандидатами. Их будет меньше, чем прежде: народ запуган. Многие не пойдут, понимая, что их не зарегистрируют, а если зарегистрируют, то поиздеваются – и выкинут. Никто не пройдет. Прежние соискатели депутатского мандата по этим причинам не пойдут, новенькие вряд ли найдутся: люди боятся потерять работу, семью, а многие – и жизнь.

Поэтому количество оппозиционеров на местных выборах будет минимальным.
Возможно, оппозиция организует определенное наблюдение в Минске – в регионах же не будет ничего. Наше белорусское болото превратилось в трясину, высунуться из которой невозможно.

– А что нас ждет на президентской кампании? Конфигурация оппозиции измениться, или тремя колоннами и пойдет навстречу 2015 году?

– Почему – тремя? Думаю, колонн десять выйдет. Гайдукевич пойдет со своим сборником стихов, как всегда (я смотрю, он соревнуется с Рубиновым, да и Лозовик вступил с ними в поэтическую схватку). Две коалиции выдвинут своих претендентов, пойдет Ольга Карач… Еще за два года до кампании вырисовывается столько претендентов!

А вот из диалога с Владимиром Мацкевичем (Сергей Скребец принял участие в передаче Белсата “Размова Мацкевіча” 24 сентября. – прим. UDF.BY) я понял, что он не пойдет на президентские выборы.

Прошлый раз тоже не думали, что десяток зарегистрированных кандидатов наберется. А так – человек 20-25 подастся в президенты.

– А как же единый кандидат от оппозиции? Выходит, никто договариваться и не собирается?

– Нет единого центра – ни финансового, ни политического, ни морального. Полный разброд и шатания.

– А “Европейская коалиция” своего претендента не собирается выдвигать? Этот вопрос не обсуждался?

– “Европейская коалиция” разбита: кто в тюрьмах, кто за границей…

Глеб Хмельницкий, UDF.BY