Демократия рядом. Как Литва выбирала своего будущего президента
Свободные, равные и прозрачные выборы. Я имел опыт наблюдения за избирательным процессом в Беларуси, но эти слова, скорее, относятся к нашей соседке Литве. Сейчас эта страна отмечает десятилетие вступления в Европейский союз и принимает поздравления по случаю успехов в деле евроинтеграции и укрепления демократических принципов и ценностей, одна из которых – свободные выборы.
Литва выбрала Грибаускайте, Бальчитис признал поражение >>>
Исчерпавший себя административный ресурс или реальная свобода волеизъявления граждан?
11 мая Литва уже выбирала своего будущего президента, но по итогам первого тура беспартийная Даля Грибаускайте набрала лишь 45,92% голосов (при необходимых для победы 50% плюс один голос). Второй тур президентских выборов был назначен на 25 мая и проходил параллельно с выборами в Европейский парламент.
Досрочное голосование в Литве и Беларуси – это все же разные процессы. И это при том, что в этом году, по сравнению с выборами президента в 2009, явка на досрочном голосовании (проводится с 8 до 20 часов в последнюю среду и четверг до дня выборов) в Литве увеличилась почти на 50%. Но ни о каких 20-30% проголосовавших (как в Беларуси) говорить не приходится. таким образом в Литве проголосовало лишь 2,4% или 61 271 избиратель.
В Литве подготовка и проведение выборов Президента государственными органами и избирательными комиссиями осуществляется гласно (по литовскому закону о выборах президента республики), а значит, контролируется народом. Поэтому литовцы знают, что в состав избирательной комиссии может предлагаться гражданин страны с безупречной репутацией, имеющий высшее образование и который в течении последних трёх лет не был освобождён от исполнения обязанностей в избирательной комиссии за нарушение законодательства о выборах или закона о референдуме.
И представитель комиссии, приступая к исполнению обязанностей, в строгом порядке даёт письменное обязательство: “Я, (имя, фамилия), обязуюсь хранить верность Литовской Республике, соблюдать ее Конституцию и законы, добросовестно и честно исполнять свои обязанности в избирательной комиссии и воздерживаться от поступков, нарушающих законы и права человека. Да поможет мне Бог”.
Что увидел международный наблюдатель от Беларуси
В электоральной кампании 2014 года процедуру регистрации кандидатов на пост президента страны прошло семь заявителей, собравших не менее 20 тысяч подписей. Именно такой порог установлен в 2,5-миллионной Литве (правом голоса обладают 2 млн. 553 тыс. человек). Кстати, в Беларуси на это же требуется 100 000 подписей. Выбирать одного из кандидатов предложено на любом избирательном участке (вне зависимости от места жительства) по всей стране с 7 до 20 часов вечера.
Хотя в Беларуси избирательные участки открываются позже, в 8 утра, но право голоса избиратель может реализовать исключительно по месту жительства/регистрации.
Согласно закону о выборах президента Литовской Республики, правом голоса наделены все граждане страны, достигшие 18 лет, за исключением лишь признанных судом недееспособными. Таким образом, избиратели, находящиеся во время выборов в воинских частях, на судах, в арестных домах, следственных изоляторах, учреждениях по исполнению наказаний и надзору за здоровьем – голосуют досрочно по почте! В Беларуси, помимо недееспособных, не имеют избирательного права лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей.
Открытие участка
Рабочий день наблюдателей и членов комиссии начинается незадолго до открытия участков, а заканчивается, как в нашем случае, глубокой ночью. В соответствии с буквой закона, к 7 часам утра участок должен быть полностью готов к принятию первых избирателей. Сомневаться в этом, даже при желании, вряд ли получится, глядя на профессиональную и беспристрастную работу членов комиссии. В состав ее входят представители всех партий, представленных в Сейме на момент проведения выборов. Такого рода система ограничений и противовесов, по всей видимости, и стала залогом слаженной и взвешенной работы комиссии на протяжении всего дня для голосования.
Именно так было на нашем участке №67, который располагался в школе в центре Вильнюса. Помещение для голосования было полностью укомплектовано. Участковая комиссия в присутствии не менее 3/5 её членов своевременно произвела подсчёт всех поступивших на избирательный участок бюллетеней и составила акт об их приёме. Урна в присутствии наблюдателей проверена и опечатана, кабины для голосования обеспечивают тайну голосования, внутри кабинок примеры как сделать “правильный выбор” отсутствуют, а избирательные плакаты, выпущенные Главной избирательной комиссией, вывешены в алфавитном порядке. И текст закона Литовской Республики о выборах президента республики доступен каждому. На самом участке и территории в радиусе 50 метров вокруг здания незаконный агитационный материал отсутствует. Хорошее начало.
Первый избиратель. Хватит спать, пора голосовать!
Начало восьмого, на участок заходит первый избиратель – бодрый 89-летний мужчина. У входа в помещение для голосования его уже ждет член комиссии и просит предъявить карту избирателя и паспорт (ID карту), идентификационный номер которого сразу же заносит в электронный список избирателей и ставит отметку о том, что данный избиратель прибыл для голосования (данная мера направлена на защиту принципа “один человек – один голос”). После чего избирателю вручается листок о прибытии, заверенный печатью избирательного участка, в котором указывается, какой по счёту избиратель прибыл для голосования (реальный инструмент, предотвращающий фальсификации данных о явке). Далее избиратель следует к указанному члену комиссии, который отвечает за выдачу бюллетеней. Который, в свою очередь, снова проверяет документы избирателя и ищет его фамилию в списке избирателей по участку. И только после того, как фамилия избирателя найдена, у него забирается листок о прибытии, далее он подписывается вместе с членом комиссии в списке избирателей – и получает бюллетень. Заполнять его избиратель направляется в кабину для голосования, и уже заполненный бюллетень он лично опускает в урну и покидает участок. А следом за ним и мы.
Избирательный процесс: голосование и ничего лишнего
После Вильнюса мы отправляемся в Тракай, а позже, как говорят местные эксперты, в “горячую точку” – город Неменчине. Почему “горячая”? А потому, что существовало предположение, что в этом городе могут быть фальсификации в пользу кандидата Томашевского (лидер партии “Избирательная акция поляков Литвы”) – по той причине, что более половины населения города составляют поляки.
Таким образом, за весь день мы посетили три города и 11 участков. И почти во всех из них нас встречали с улыбками, а порой и угощениями. И, признаться, улыбки эти были не какие-то наигранные, с помощью которых члены комиссии хотели бы отвлечь взгляд наблюдателя от каких-то нарушении, а самые искренние. Да и прятать там нечего.
Поэтому из нарушений, которые мы смогли зафиксировать за всё время наблюдения, нет ни одного влияющего на результаты итогов голосования. Только такие: отсутствие на участке пандусов для инвалидов, отсутствие “зелёной вывески” единого стандарта с указанием номера участка, отсутствие закона ЛР о выборах президента, вывешивание плакатов кандидатов в кабинах для голосования и самое “страшное” – неопечатанная прозрачная урна на одном участке в Вильнюсе и присутствие сотрудников полиции на двух участках в Неменчине.
Подсчёт голосов. Поспешишь – людей насмешишь!
Насколько нам стало известно, наш участок №65 в Вильнюсе окончил подсчёт голосов последним в столице. Таким образом, 6 часов кропотливой работы на участке – и в 2 часа ночи все свободны!
Именно столько времени потребовалось участковой комиссии на выполнение процедуры по подсчету голосов для того, чтобы её по праву можно было назвать образцово-показательной. Поэтому мы без угрызения совести можем сказать, что подсчет голосов был действительно прозрачным и прошел с соблюдением всех национальных и международных норм. Никаких препятствий и ограничений для работы как местным (3 человека), так и международным (4) непосредственно у стола подсчёта со стороны участковой комиссии предпринято не было. Подготовка участковой комиссии была на высочайшем уровне, и это при том, что большая часть членов комиссии – молодёжь!
Нарушения на выборах были замечены лишь за наблюдателями. Которые в данном случае не прислушались к требованию комисии о том, что должны находиться на расстоянии трёх метров от стола – и наблюдали за происходящим непосрественно в его близости. Комиссия, к слову, была вовсе и не против.
Так, в 20:00, после закрытия помещения для голосования мы наблюдаем, как председатель участковой комиссии в присутствии не менее 3/5 членов комиссии заклеивает и опечатывает щель урны, забирает у членов комиссии неиспользованые бюллетени, которые публично подсчитываются и анулируются путём обрезки правого верхнего угла, все это вкладывается в специально предназначенные конверты и запечатывается. После чего все данные заносятся в протокол подсчёта простым караншом! Использование ручек при подсчёте голосов запрещено, во избежание противозаконной порчи бюллетеней.
Далее комиссия проводит осмотр урны с целью поиска признаков, которые могут свидетельствовать о ее возможном вскрытии (в случае наличия повреждений об этом составляется акт – и подсчёт голосов не производится!). Убедившись в том, что урна не была повреждена, она вскрывается, и начинается подсчёт основного голосования.
А подсчет производится таким образом, что отметки избирателей на бюллетенях могут видеть все лица, присутствующие на участке. По окончанию подсчёта основного голосования и занесения полученных результатов в бумажный протокол (используется в качестве черновика), вместе подсчитывается досрочное голосование, голосование по почте (почтовые конверты) и на дому. И по итогу все результаты подсчета заносятся в электронный протокол. Его копия распечатывается, подписывается всеми членами комиссии вместе с наблюдателями и вручается последним.