Запад и Дожинки
Иностранные гости зачастили в Беларусь.
У диктатора просто праздник. За все двадцать лет он не знал такого нашествия зарубежных гостей. Да каких гостей. Каждый из посетивших за последние несколько месяцев европейских политиков, аналитиков, журналистов и прочих деятелей за эти двадцать лет отметился самой нелицеприятной критикой Лукашенко и его режима. И не просто отметился, а неоднократно и принципиально. Все эти резкие заявления и оценки были совершенно оправданы и хоть как-то помогали защитить людей, которым невмоготу жить при этом режиме, а то и спасти их жизни.
Что же произошло? Изменился режим? Выпустили политзаключенных? Стало меньше репрессий? В Беларуси появилась возможность честных выборов? Может, прессу стали меньше душить? Нет, нет и нет.
Просто под предлогом украинской ситуации Европа радостно вернулась к привычной для себя политике «умиротворения» диктаторов. Ей и Украина-то поперек горла, захотели, видите ли, в Европу и заставляют портить отношения с Россией. Янукович был, в общем, парень неплохой, и разговоры с ним были задушевными. Многого не требовал, только денег, в отличие от этих, которым оружие подавай. Ну, не получилось с Януковичем, а ведь уже почти стал реформатором. Надо снова попробовать с Лукашенко. Это такая постоянная работа у европейцев: перевоспитывать диктаторов. Только вот странным образом в результате такой работы диктатуры укрепляются и гибнут люди.
Паломничество в Беларусь открыла баронесса Эштон, приехав в Минск в конце августа 2014 года, в аккурат ко дню рождения диктатора. Та самая Эштон, которая после 19 декабря 2010 года поклялась, что никаких контактов на высшем уровне с режимом Лукашенко не будет. Тут у европейцев не отнимешь, обставлено все было с умом: Эштон добывала последние дни на посту Верховного представителя ЕС, а уходящий политик может и забыть свои прежние принципиальные заявления. Да и повод был благородный: мирные переговоры. То, что место для переговоров выбирал Кремль и целью их было продолжение агрессии, а не поиск мира, можно было не замечать. Главное — объявить, что цель высокая, ради которой и к мелкому диктатору съездить не зазорно.
Дальше — больше, даже европейский лидер, канцлер Германии приезжала, чего уж никак невозможно было представить. И опять же с благородной целью мирных переговоров, но почему-то опять по решению Кремля.
Последним на сегодняшний день стал визит целой делегации видных европейских аналитиков и политиков, организованный при поддержке МИДов европейских государств, в ходе которого они встречались с нелегитимными официальными лицами, замешанными в преступлениях против своего народа. Для них даже блокировку независимых сайтов слегка приостановили. Вот уедут – тогда и заблокируем.
Европейский совет по международным отношениям приехал разобраться в ситуации. Назвали это «ознакомительной поездкой». То есть, за двадцать лет еще не ознакомились. Еще не поняли суть режима и масштабы репрессий. Ах да, геополитическая ситуация изменилась. Надо всеми средствами противостоять России.
Самым эффективным средством борьбы с Россией является, конечно же, не помощь Украине, а помощь пророссийскому диктатору Лукашенко. Он ведь Южную Осетию и Абхазию не признал и по Украине лезет в посредники, хотя и поддержал аннексию Крыма.
По такой логике следующая ознакомительная поездка должна состоятся в Северную Корею, которая совершенно случайно тоже не признала Осетию и Абхазию, а аннексию признала. Там тоже какой-то неисследованный режим существует.
Неловко как-то подсказывать уважаемым европейским экспертам и политикам, что все эти заигрывания с Западом уже были, что все «миротворчество» диктатора подчинено одной цели: выбить из Запада деньги на сохранение своей власти, беспощадной к гражданам страны и любезной к западным кредитам. Причем все это происходит не только с согласия Кремля, но и при его поддержке. Кремлю надо воевать с Украиной, надо Украину развалить, и денег на своих диктаторов уже нет.
А у Лукашенко дела в экономике совсем плохи. Экспорт рухнул на 30%. Денег катастрофически не хватает. Его режим может удержаться, только если получит западные кредиты, и, в первую очередь, кредит МВФ. Именно кредит МВФ спас диктатуру в 2010 году, после той «либерализации», которая закончилась кровавым побоищем на Площади. Тогда тоже ездили эксперты, политики, известные журналисты брали у диктатора интервью.
Начал ту «либерализацию» тоже Верховный представитель ЕС по имени Хавьер Солана. Те тоже были умные, говорили, что знают, как и что делать. В результате в режим закачали огромные деньги, а оппозиция и гражданское общество осталось даже без моральной поддержки.
Вот и сейчас в ход пошли прежние методы выманивания кредитов. Ради денег можно и про ведущую роль США в мире сказать. Там ведь уже не помнят расистских оскорблений в адрес их президента.
Раньше председатель национального банка Беларуси, чтобы разжалобить МВФ говорил, что никак нельзя проводить реформы, потому что надо содержать колхозы. Теперь уже будут другие аргументы: «Как это вы нам не дадите кредита? А Ангела Меркель согласна. А еще у нас сам Карл Билдт был, тот самый из твиттера, что раньше говорил, будто дни Лукашенко сочтены. Ну и там Франсуа Олланд…».
В Европе наконец-то начали обращать внимание на лоббистов Путина, занявших влиятельные позиции в политике, аналитике, прессе. Начали говорить о бизнес-связях этих лоббистов с кремлевским режимом, стали выводить их на чистую воду. Может дойдет и до серьезной стратегии в отношении России. По крайней мере, связи с кремлевской диктатурой стали больно бить по репутации европейцев. С диктатором Путиным общаться опасно, а вот с Лукашенко, который превратил страну в испытательный полигон для Кремля, можно. И лоббировать его в Европе можно. Просто надо придумывать этому лоббированию красивые названия, типа «поиски мира» или «ознакомительная миссия».
Когда-то Лукашенко придумал себе праздник — Дожинки. Он не имеет ничего общего с народной традицией окончания сбора урожая. Его организуют на потеху диктатору и его челяди по самым нелепым советским канонам: спешно красят дома, кладут в лужи асфальт, напяливают на работяг одинаковые костюмы и превентивно сажают за решетку всех неблагонадежных. После потехи краска с домов облазит, дороги проваливаются и обнаруживается крупная недостача денег, которые просто разворовали. На Дожинки добровольно не приезжают, там все строго, и привозят людей по разнарядке. Все знают, чем Дожинки заканчиваются, но покорно в них участвуют.
Лукашенко не мог и мечтать, что его Дожинки приобретут международный размах, и поедут на них со всех заморских сторон добровольно, а не принудительно. Поедут, зная, как кладут в лужи асфальт и чем все это заканчивается. Зная, что никакого отношения ни к демократии, ни к европейским ценностям эти поездки не имеют.
Можно было бы и не замечать этих всех визитов, если бы не их последствия, катастрофические для Беларуси.
После каждой организованной диктатурой «либерализации», в которой охотно участвуют европейцы, гибнут люди — наши друзья, родные, близкие, растет число политзаключенных. После каждой «либерализации» искалеченными оказываются судьбы сотен тысяч людей.
Каждая «либерализация» спасает режим, висящий на волоске и отдаляет Беларусь от Европы.
Андрей Санников, лидер гражданской кампании «Европейская Беларусь», специально для charter97.org