Людмила Мирзаянова: Давайте жить, а не выживать
Петиция, которую подписали тысячи людей, демонстрирует солидарность в борьбе с режимом и высокую степень общественного возмущения.
Вокруг последней петиции в поддержку Николая Статкевича и Дмитрия Дашкевича развернулась целая дискуссия.
Лейтмотив высказываний таков: а есть ли смысл подписывать петицию, если это обращение не решает проблему с политзаключенными? Да, петиция – не закон. Она не освобождает политзаключенных. Петиция, скорее, – сигнал для тюремных властей: внешний контроль за их действиями есть, факты негуманного обращения с политзаключенными станут предметом обсуждения в стране и за рубежом и будут сопровождаться санкциями. Так что петиция в определенной мере влияет на действия властей, в том числе, тюремных, побуждая их к соблюдению прав политзаключенных.
Между тем подписать петицию в защиту политзаключенных не значит черкнуть пером по бумаге. Для многих белорусов – это совершить поступок. У подписавшихся могут быть неприятности по месту учебы или работы, они могут стать объектом внимания спецслужб. Поэтому не секрет, что мы сами порой оберегаем наших знакомых, не обращаясь к ним с просьбами о подписании петиций, понимая о последствиях этого шага, ограничиваясь привычным «протестным сообществом». Вот одна из причин не большого числа подписавших петицию.
Но есть и другие причины. Многократно повторяющиеся действия, которые не приносят желаемых результатов, в конце концов, обесцениваются. Люди перестают в этих действиях видеть смысл. Это серьезный сигнал для инициаторов петиций. Понятно, что свой смысл другому не передашь. Поэтому вовлекая людей в любое действие, следует помочь им открыть в этом действии смысл. Следует инициировать новые способы борьбы за освобождение политзаключенных.
При этом не сбрасывая со счета усталость от борьбы, принципиальных успехов в которой люди не видят годами, адаптацию общества к ситуации постоянного подавления инакомыслия. Люди реагируют на нее эмоциональным отупением. Так легче выжить в этой реальности. Но только выжить, а не жить!
А мы должны жить! Поэтому действовать. Поэтому писать и подписывать петиции! Петиция, которую подписали тысячи людей, демонстрирует солидарность в борьбе с режимом, высокую степень общественного возмущения действиями тюремных властей в отношении политзаключенных. Это мощный посыл сидящим за решеткой о том, что их помнят, что за их освобождение борются. А осознание своей нужности и важности для общества – важный механизм усиления веры политзаключенных в себя, дающей силы для сопротивления и сохранения своей личности в условиях заключения.