День, когда Площадь была заполнена солнцем и народом
Сегодня они не могут собраться вместе.
Бородач в эмиграции. Бирюков умер.
Но их поступок 8 сентября 1992 года, не стереть из памяти.
С чего все началось?
– После обретения страной независимости получалось так: новобранцы, приходя на военную службу, принимали вновь утвержденную присягу на верность Беларуси на белорусском языке. Однако офицеры в отличие от солдат и сержантов оставались под присягой Советскому Союзу. Нонсенс! – рассказывает «Салідарнасці» участник знакового события, один из лидеров «Беларускага згуртавання вайскоўцаў» Алесь Станкевич. – То есть офицеры морально и юридически не несли ответственности. Если бы, не дай бог, возникла какая ситуация, они могли сказать: я не присягал Беларуси, поэтому защищать ее не буду.
Лидеры БЗВ накануне принятие присяги. Слева направо: Алесь Станкевич, Александр Кулеш, Валерий Костко, Владимир Савенок, Николай Бирюков, Николай Статкевич
Активисты «Беларускага згуртавання вайскоўцаў» (БЗВ) выходили с инициативой проведения присяги на Верховный Совет, Совет министров. Неоднократно встречались с высокими начальниками в Министерстве обороны.
– Вначале они были не против проведения присяги, но все откладывали ее и откладывали. Говорили: да еще не время, еще не та ситуация, – вспоминает Алесь Станкевич.
Идеей проведения присяги офицеров на верность Беларуси была захвачена и группа депутатов в парламенте.
– Инициатива принятия присяги принадлежала не только «Беларускаму згуртаванню вайскоўцаў». Она также принадлежала оппозиции БНФ в Верховном Совете, – свидетельствует Валерий Костко, являвшийся на тот момент майором КГБ. – Вообще нельзя сказать, что БЗВ существовало само по себе, а БНФ само по себе. Не было бы БНФ, не было бы и БЗВ.
Не добившись отклика в Минобороны и правительстве, инициаторы проведения присяги решили действовать сами.
Приближалась дата, которая становилась в Беларуси все более известной. 8 сентября 1514 года под Оршей войска Великого княжества Литовского разгромили втрое большую армию Московского княжества. На 8 сентября 1992 года, День белорусской войсковой славы, и было назначено проведение присяги патриотами.
В оргкомитет вошло руководство БЗВ и Народного фронта. Распространялись листовки, тема широко освещалась в прессе. Художники из суполки «Пагоня» изготовили хоругви, портреты исторических личностей, крупный текст присяги и огромный герб «Пагоня».
Торжественная церемония была назначена на вторую половину дня в воскресенье.
– На присягу ехали со всех уголков Беларуси, Солигорска, Борисова Молодечно… Был патриотический подъем, – вспоминает Валерий Костко. – Я возглавлял тогда Молодеченскую структуру БЗВ. Мы, по-моему, заказали два автобуса, в Минск отправилось не меньше 50 человек.
Площадь Независимости была заполнена солнцем и народом. В основном это были люди, прошедшие военную службу – кто рядовым, кто сержантом, кто офицером, рассказывает Валерий Костко.
На сцене, установленной напротив пединститута, находились основатель и глава БЗВ Николай Статкевич, лидер БНФ Зенон Пазьняк, писатель Василь Быков.
Торжественно вышли в военной форме офицеры, продолжавшие службу, и депутаты Верховного Совета. Офицеров возглавлял командир бригады спецназа полковник Владимир Бородач, депутатов – Сергей Наумчик. Выстроились в шеренгу, стали лицом к собравшимся.
Пазьняк произнес речь, в которой рассказал, почему проводится присяга. Николай Статкевич зачитал ее текст. Его слова повторяли все, стоявшие на площади.
– Это было очень красивое зрелище. До сих пор стоит в памяти, – вспоминает Валерий Костко.
Затем лидер БЗВ прошел перед шеренгой в двадцать с лишним человек и каждый расписался в принятии присяги на официальном бланке.
Слева направо: Владимир Бородач, Алесь Станкевич, Николай Бирюков, Леонид Балванович, Александр Кулеш, Валерий Костко, Владимир Савенок, Александр Бобыр, Михаил Воронец, Константин Шиманец, Жорж Хорохнов, Сергей Наумчик, Игорь Пырх
Злева – Зянон Пазьняк
На заднем плане – хор «Уния»
Владимир Бородач, Алесь Станкевич и Николай Бирюков
Подполковник запаса Геннадий Банкевич (в центре)
Выступает Михаил Ткачев, председатель Белорусской социал-демократической Грамады
Писатель Артур Вольский, Зенон Пазьняк, Николай Бирюков
На переднем плане – Николай Статкевич и Сергей Наумчик
К столикам потянулись с паспортами тысячи военных запаса, желавших подписью засвидетельствовать свое принятие присяги на верность Беларуси. Звучал Полонез Огинского – люди надеялись, что он станет гимном страны, который на тот момент еще утвержден не был. Выступили музыканты, поэты, историки.
– Мы все почувствовали, что мы одна нация, один народ, – говорит Валерий Костко.
Слева направо: Александр Нестерович, Владимир Бородач, Алесь Станкевич, Владимир Бурутин
Фотолетописец БНФ Владимир Кормилкин с активистками Народного фронта
Событие 8 сентября 1992 года заставило власти провести официальное принятие присяги всеми офицерами. 31 декабря 1992 года армейцы, милиционеры, сотрудники спецслужб приняли присягу на белорусском языке под бел-красно-белым флагом и гербом «Пагоня».
Уже через год в политической жизни Беларуси начался откат в прошлое.
– Из тех офицеров, кто принимал присягу 8 сентября, никто не остался на военной службе, – рассказывает Валерий Костко. – Всех «ушли».
Еще через несколько лет представители спецслужб и МВД, принимавшие присягу под бел-красно-белым флагом, начнут охоту на людей с национальной символикой. К 20-летию знакового события его участники не смогут собраться вместе. Кто-то, как подполковник Николай Бирюков, не доживет, кто-то, как Владимир Бородач, вынужден будет эмигрировать. А лидер БЗВ Николай Статкевич и вовсе окажется за решеткой. Но их поступок сентября 92-го не стереть из памяти.