Выбары

Единому кандидату нужна и общая стратегия

Белорусская оппозиция заявляет об активизации переговоров, призванных определить формат избрания единого кандидата на президентских выборах 2015 года. О самом ходе переговорного процесса фактически ничего не говорится, якобы это необходимо для его успеха. Не спешат делиться планами и вероятные претенденты на роль единого кандидата. 

Посредником в переговорах выступает сопредседатель оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия» Павел Северинец. По его словам, возможно, уже через месяц можно будет говорить о готовом сценарии проведения Конгресса демократических сил, на котором и определятся с единым кандидатом. 

Претенденты выжидают 

Сами претенденты на эту роль в большинстве своем афишировать намерения не желают. Недвусмысленно заявляют о своих амбициях только двое. 

Первый — лидер кампании «Говори правду» Владимир Некляев, имеющий опыт участия в президентских выборах 2010 года. Второй — председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько, который, похоже, уже готов участвовать в Конгрессе демократических сил, так как его идея провести праймериз, совмещенные с местными выборами, была полностью провалена (как и предыдущая попытка организовать праймериз несколько лет назад). 

Впрочем, считает политолог Юрий Чаусов, разговоры о персоналиях сейчас во многом искусственны. По его мнению, сильные претенденты не заинтересованы говорить о своих президентских амбициях заранее. Ведь они, например, помнят ситуацию с лидером движения «За Свободу» Александром Милинкевичем, который в 2010 году вначале декларировал намерение вступить в президентскую кампанию, но в итоге отказался от своего выдвижения. 

Эксперт считает, что процесс определения единого кандидата важен не столько для поиска персоналий, сколько для притирки оппозиционеров друг к другу, интеграции структурных ресурсов оппозиционных партий. 

Чаусов уверен, что сейчас более важно согласовать интересы оппозиционных структур, а не персоналии. Более того, отметил он, по логике самих этих структур, иметь единого кандидата задолго до президентской кампании даже невыгодно, поскольку единый кандидат будет контролировать большую часть ресурсов внутри оппозиции. 

С ресурсами будет туго 

А ресурсов, как человеческих, так и финансовых, на многих не хватит. Впрочем, если цель — проведение информационной кампании, ориентированной не на победу, а демонстрацию альтернативы в Беларуси, то деньги, конечно же, реально найти не одному, а ряду субъектов. 

Впрочем, финансы, считает Чаусов, публично вступят в игру позже, менее чем за год до выборов, когда будут отстраиваться структуры, станет формироваться«инфраструктура победы», проще говоря, начнется «скупка штабами кандидатов низовых структур» различных организаций. Ведь внутри страны серьезных финансов на политику для оппозиции нет, в выборах, как правило, задействованы либо западные, либо восточные финансовые ресурсы. 

«Если говорить о кампании, не ориентированной на победу, то может быть и 30 кандидатов в президенты, — считает Чаусов. — Политика — искусство возможного. Оценивать — это хорошо или плохо, когда в выборах участвуют много кандидатов, сложно. Если выдвигается 10 кандидатов, значит, это было обусловлено определенными причинами». 

Однако на предстоящих выборах желающим использовать в своих целях избирательную кампанию нужно учитывать и законодательные изменения. Еще в 2010 году многие кампании строились в значительной степени за государственные деньги. Тогда размер средств, выделявшихся кандидату в президенты из бюджета, позволял частично профинансировать кампанию. Были и кандидаты, которые в значительной степени строили на них свою кампанию. 

Сейчас, отмечает Чаусов, в распоряжении кандидатов этих средств не будет, печатную продукцию придется изготавливать за счет собственных средств. 

«И расчеты на то, что можно будет нарисовать подписи и оказаться в профиците, наверно, действовать уже не будут. Вероятно, это повлияет на уменьшение количества кандидатов-самовыдвиженцев», — сказал собеседник, имея в виду версию, что на выборах 2010 года не все кандидаты реально собрали по 100 000 подписей, необходимых для выдвижения, но власть закрыла глаза на фальсификации. 

Оппозиция в концептуальном кризисе 

В принципе, проведение Конгресса демократических сил вполне реально, считает политолог, директор Центра европейской трансформации Андрей Егоров. Однако он не видит в вероятном формате его проведения — обсуждение выборов и избрание единого кандидата — особого политического смысла. 

«Если бы там обсуждалась единая стратегия, ситуация в стране и так далее, то это, может, было бы событием осмысленным. Но в режиме, в котором они сейчас собираются проводить конгресс, это совершенно бессмысленное мероприятие. В оппозиции нет понимания, что происходит в стране, где мы находимся и куда нам идти, какой должна быть последовательность шагов. Поэтому в лучшем случае оппозиция сейчас занимается ерундой, а в худшем — подыгрыванием режиму, создавая видимость политического процесса», — считает Егоров. 

К сожалению, отмечает эксперт, белорусская оппозиция так и не смогла отказываться от своей традиционной стратегии поведения, не хочет признавать, что сделанное ранее было ошибочным, что надо заниматься другим. 

«У них на это сил, видимо, не хватает. Имитировать политический процесс гораздо легче, чем заниматься реальной политикой. Оппозиция как белка в колесе повторяет свои действия из года в год, не прилагая усилий, чтобы остановится и подумать, как действовать качественнее и эффективнее», — резюмировал эксперт. 

Ряд белорусских аналитиков отмечают, что украинские события: Майдан, аннексия Крыма, выступления сепаратистов на востоке Украины — добавили козырей Александру Лукашенко и углубили концептуальный кризис в белорусской оппозиции. Речь идет о необходимости новых лозунгов, позитивной программы мирных перемен, так как граждане страны в основном негативно восприняли ход событий в соседней стране и не хотят повторения подобного в Беларуси. 

naviny.by