Голос оппозиции — тоньше писка?
Накануне старта парламентской избирательной кампании белорусскую оппозицию вновь разбил на два лагеря вопрос «участвовать или бойкотировать?». У каждой из сторон свои веские аргументы. И каждая сторона делает ставку на донесение своей позиции до электората. Однако, по мнению экспертов, представители оппозиции переоценивают свои возможности в медиапространстве.
Проблема в том, что у сторонников бойкота просто нет ресурса и рупоров, чтобы донести свою позицию до большей части электората. В то же время государственная пропаганда не преминет ударить по бойкотистам, которым-де нечего сказать избирателям и которые, мол, вообще спрятались в кусты.
Сторонники же участия или ограниченного участия в выборах уповают на возможность использовать государственные СМИ для того, чтобы донести свои идеи до избирателей. Однако предыдущие избирательные кампании доказывали, что предусмотренные Избирательным кодексом возможности теле- и радиоэфира, а также публикации предвыборных программ малоэффективны. Во-первых, эфира и газетной площади дают мало; во-вторых, жанр программных тезисов не слишком зажигает публику; в-третьих, оппозиционным кандидатам недостает умения держаться в кадре и ярко излагать свои идеи на бумаге.
Кроме того, существует и принципиальная проблема месседжа. О чем и как кандидаты будут говорить в ходе кампании? Председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько пытается продвинуть идею единого послания кандидатов от оппозиции, с которым они пойдут в народ. Однако опыт предыдущих кампаний заставляет усомниться в успешной реализации этой идеи. Ранее из-за разобщенности оппозиции ее отдельные отряды и представители все равно шли к избирателю с разными месседжами.
Как отмечает эксперт в области СМИ Леонид Миндлин, белорусская оппозиция находится в информационном гетто. В интервью сайту сторонников Объединенной гражданской партии он отметил, что лишенная доступа к государственным СМИ оппозиция не умеет толком использовать и возможности интернета.
Миндлин весьма критично оценивает намерения оппозиции воспользоваться госСМИ в ходе парламентской кампании. «Вспомните прежние выборы. Выступали многочисленные кандидаты и в депутаты, и в президенты. Каков результат? Во-первых, белорусские каналы большинство жителей нашей страны смотрят только тогда, когда других нет. Во-вторых, кандидаты от оппозиции говорят, как правило, плохо и ничего нового не сообщают», — отмечает эксперт.
Эффект от выступлений оппозиционных кандидатов по ТВ и публикации их программ в газетах будет минимальным, уверен Миндлин.
В свою очередь, медиаэксперт Павлюк Быковский отмечает, что платформа той части оппозиции, которая выступает за бойкот, с точки зрения формирования месседжа довольна проста.
«Их позиция моральна и понятна, несложно сформулировать, что они хотят сделать, — подчеркнул аналитик в интервью БелаПАН. — Сложно донести эту информацию до людей, так как оппозиционеры не контролируют госСМИ и не обладают собственными каналами коммуникаций. Кроме того, у них нет и больших людских ресурсов, чтобы пойти от двери к двери и рассказывать о своей позиции».
Быковский отмечает, что в непростой ситуации находятся те представители оппозиции, которые выступают за более сложный вариант бойкота.
«Это те, кто планирует выдвигаться кандидатами, а затем сниматься на последнем этапе кампании. Здесь задача формирования месседжа сложнее, — сказал эксперт. — Человеку, который не занимается политикой, сложно понять, почему, например, Партия БНФ заявляет, что участвует в выборах, а ОГП не участвует, хотя обе выдвигают кандидатов и одинаково собираются их снять за пять дней до голосования. Эти их различия понятны в узких политических кругах, но никак не среднестатистическому избирателю».
По мнению аналитика, только в случае если кандидаты будут сразу рассказывать о намерении снять свою кандидатуру и объяснять, по каким причинам это делается, избирателю будет понятно, что происходит. Однако Быковский не питает иллюзий относительно действий оппозиции: «Слишком высока вероятность того, что подобных объяснений не будет до последнего. Когда кандидаты будут вещать о разном, избиратель не сможет получить нужную информацию».
Кроме того, еще одной проблемой собеседник назвал то, что, несмотря на решение партий, очевидно будет существовать группа людей, которые выдвинутся и будут участвовать в кампании до самого конца.
При этом в предстоящей электоральной кампании практически не будут участвовать известные деятели оппозиции, так как почти все они имеют непогашенные судимости по делу 19 декабря.
«Участвующие неизвестные кандидаты попытаются объяснять свою позицию, но их мнение не будет авторитетным, а еще больше запутает людей, — считает Быковский. — В этой кампании даже если бы у оппозиции имелись нужные ресурсы, было бы сложно донести свою точку зрения до избирателя. А тактика бойкота окажется проигрышной по причине использования властью административного ресурса».
Медиаэксперт прогнозирует, что избиратель будет дезориентирован многоголосым и несогласованным хором оппозиционных кандидатов.
Кроме того, отметил эксперт, особенности белорусского политического поля в том, что у нас только один политический игрок, а оппозиционные партии маргинализированы.
«Они не представляют ничьих интересов. Они сейчас не способны ни на что иное, кроме как делать заявления, которые даже распространить не могут», — резюмирует Быковский.
По его словам, изменение ситуации возможно в том случае, если партии начнут приближаться к людям и пытаться выступать в защиту их интересов. Сейчас ничего похожего в широком масштабе не наблюдается, есть лишь единичные локальные случаи.