Николай Статкевич. Особенности нынешнего этапа репрессий
Беларуский режим, как и обычно, считает незаконными любые не санкционированные им публичные проявления гражданской позиции. В том числе, когда они не препятствуют работе учреждений, движению транспорта и пешеходов. Но в нынешнем этапе репрессий есть и новые особенности:
1. Штрафы и аресты начали присуждаться за интервью, встречи арестованных возле тюрьмы и даже мемориальные мероприятия. В том числе – за церемонии возложения цветов к могилам на кладбищах. Раньше такого не было.
2. Решения судов приводятся в исполнение со значительным превышением установленных административным процессуально-исполнительным кодексом сроков. Это дает возможность фабриковать такие решения “задним числом” и арестовывать активистов в нужный властям момент за якобы совершенные иногда полгода назад “нарушения”, а также держать оппонентов режима и их близких в постоянном психологическом напряжении. Максимальные сроки исполнения арестов по законодательству – немедленно по принятии постановления суда, иных наказаний – три месяца.
3. Провокации и давление на арестованных активистов в административных тюрьмах – запрет иметь при себе или получать от близких разрешенные законодательством предметы и продукты, попытки заражения опасными болезнями или провоцирование обострения имеющихся опасных заболеваний, отказ сообщать близким о местонахождении задержанных, вывоз их в административные тюрьмы с худшими условиями содержания в другие регионы страны.
4. Новые дополнительные наказания – аресты или сносы жилья, запреты на вождение автомобиля.
5. Отмечены случаи избиений при задержании и пыток после них.
Н. Статкевич