Нужен ли на выборах-2015 единый кандидат от оппозиции?
С таким вопросом корреспондент сайта «Товарищ.online» обратился к известным в Беларуси людям – политикам, общественным активистам, экспертам.
И вот, какую точку зрения они высказали.
Владимир Бородач:
– Надежды юношей питают. Ни те, ни другие сторонники перемен на политические процессы в стране не влияют. Они подтверждают свою беспомощность. Исход однозначен – 75-80% за Лукашенко/Ермошину. Если выбирать между единым или десятью, то лучше 15. Кандидаты больше будут иметь эфирного времени для объяснения людям необходимости и целесообразности выбирать власть. Но и те и другие сторонники гоняют воздух и не участвуют в политических процессах страны даже на перспективу. Это лузеры. Они не имеют или боятся даже высказать свое мнение по более важным политическим событиям в Украине, от чего, во многом, будут зависеть изменения в нашей стране. Лукашенко в украинском вопросе выглядит солиднее и тверже. После него, если он захочет расстаться с властью, придут параллельные силы. Силы же «оппозиции» способны только подыгрывать власти и играть по ее сценарию. Власть не выбирается в подобных условиях, а завоевывается. Я не вижу солдат среди этих политиков, тем более они умрут вместе с Лукашенко и не останутся даже в оппозиции к новому президенту. Лукашенко возьмет их вместе с собой как султан забирает свой гарем.
Сергей Возняк:
– Единый кандидат желателен, но демонизировать его наличие или отсутствие не стоит. В стране, где в принципе отсутствует подсчет голосов избирателей, не этот вопрос является решающим. Успешную кампанию может провести как единый кандидат, так и несколько демократических кандидатов. Впрочем, и единый кандидат, и несколько «неединых» могут провести и провальную кампанию.
Сергей Высоцкий:
– Изначально для меня и моих товарищей – это потребность общей цели, о чем мы говорим уже 15 лет. Тактические вопросы не могут стоять над стратегией. Сейчас не решены принципиальные программные вопросы – не может быть программой цель «сбросить диктатора». Что надо? 1. Необходимо детально разобраться в причинах бесконечных поражений оппозиции. 2. Создать реально демократическую площадку для свободного, а не конъюнктурного обсуждения. 3. Полная ротация политических лидеров, скомпрометированных поражениями и коррупцией. 4.Полный аудит западной поддержки – под контролем наиболее авторитетных представителей национальной элиты.
Алесь Зарембюк:
– Учитывая актуальную ситуацию в регионе и состояние демократических сил – единый кандидат просто необходим. Важно, чтобы у сторонников перемен в Беларуси появилась реальная альтернатива власти с одним именем и фамилией. Выборы 2006 года и выдвижение перед теми выборами единого кандидата Александра Милинкевича продемонстрировали определенный успех и надежду на победу. К сожалению, потом это все разрушили. Что происходит, когда демократы идут на выборы несколькими колоннами нам прекрасно продемонстрировали выборы 2010 года. На выборах-2015 Беларуси просто необходим единый кандидат.
Григорий Костусев:
– Конечно, единый кандидат от оппозиции нужен. Но тут же возникает вопрос, кого считать представителями оппозиции? И какого кандидата можно выдвинуть на единого? Ведь расхождения среди различных политических организаций во взглядах на события, происходящие в Беларуси и вокруг нее, контрастно отличается. Для БНФ приемлемый единый кандидат тот, который отстаивает и будет отстаивать национальные интересы страны, видит будущее Беларуси, как демократическое, европейское государство. Выступает за вхождение в европейские структуры, за вывод иностранных военных баз с территории страны. К сожалению, на данном этапе не все возможные претенденты на единого придерживаются схожих позиций.
Анатолий Лебедько:
– В 2015 году и далее Беларуси и ее гражданам нужны честные, свободные выборы. Выборы, которые позволяют каждому избирателю сделать осознанный, ответственный выбор. Выборы, в которых голосуют бюллетенями, а не протоколами. Без этого перемены невозможны. Для давления на власть нужен скорее лидер перемен, а не единый кандидат в президенты. Первый появляется в ситуации, когда существенно увеличивается количество участников политического процесса. Второй – может быть результатом договоренностей в узком кругу структур и общественных активистов. Именно так выглядит шкала приоритетов для Объединенной гражданской партии. Мы за единого кандидата потому, что только приставка «единый» дает нам возможность зарегистрировать нашего кандидата.
Игорь Масловский:
– Нужен сильный единый лидер. Это позволит консолидировать наших сторонников. БСДП(Г) приняла решение участвовать в переговорах, выработке процедуры избрания единого кандидата и участвовать в непосредственно выборах единого кандидата на пост президента. Это наша позиция.
Владимир Мацкевич:
– В стране нет выборов уже почти 20 лет. Поэтому обсуждать свойства и качества того, что нет, глупо. Это все равно, что обсуждать летные качества Карлсона или цвет опилок в голове у Винни-Пуха.
Александр Отрощенков:
– Единый кандидат – не панацея. Выборов в Беларуси нет, но, так или иначе, это – политическая кампания. И ключевым вопросом является не количество кандидатов, а возможность донести послание до граждан Беларуси. Кампания 2010 года была очень живой и динамичной, несмотря на отсутствие единого кандидата. Погасить эту динамику режиму удалось лишь путем очень жестких репрессий. За решеткой до сих пор находятся люди, арестованные в результате той кампании. В этом плане кампания-2010 до сих пор не окончена. Если оппозиционные политики не кривят душой, и одной из целей кампании является привлечение внимания к проблеме наличия политзаключенных, то единым кандидатом нужно объявлять одного из них, например, Николая Статкевича, что не исключает выдвижения технического кандидата для участия в формальных процедурах. Для меня это единственный сценарий, при котором участие в предстоящей кампании имеет какой-то смысл.
Андрей Стрижак:
– Я считаю, что нужен единый. Удар кулаком эффективнее, чем пощечина, если мы имеем дело с таким соперником, как сегодняшняя белорусская власть. Другое дело, что сила этого удара вряд ли будет достаточна для того, чтобы свалить систему.
Павел Усов:
– Единый кандидат и участие в выборах необходимо только в случае если оппозиция собирается побеждать. Но, как мы знаем, на выборах и путем выборов оппозиция не в состоянии одержать победу. И если бы даже за единого кандидата проголосовало 80% населения, эту победу пришлось бы отстаивать на Площади. Я уверен в том, что на сегодняшний день в оппозиции нет такого человека, который был бы способен: а) набрать хотя бы 50%; б) не говоря уже о том, чтобы даже думать, а, тем более, отстаивать свою победу на баррикадах. Как бы хорошо мы не старались думать об оппозиции, она не в состоянии решить вопрос власти на президентских выборах. Поэтому вопрос единого – второстепенен. По большему счету, он не имеет значения, если никто не знает, что с этим единым делать. С нынешней оппозицией и в нынешней политической ситуации в Беларуси любое участие в выборах, в любом их формате может рассматриваться, в лучшем случае, как политическая реклама для некой фигуры, но ни как борьба за власть. А в рекламной кампании совершенно не важно, будет ли один кандидат, или их будет десять.
Александр Федута:
– Единый кандидат от оппозиции нужен как инструмент принятия единого решения. Вместе с определением того, кто будет этим человеком, демократические силы должны наделить его правом принятия окончательного решения по тактике и стратегии будущей кампании. Иначе говоря, если он почувствует, что нужно идти до конца и звать народ на площадь – это его ответственность (но мандат у него есть). Если он сочтет, что единственно приемлемой формой участия является бойкот, – он его объявляет и несет все политические последствия. Просто потому, что бесконечные обсуждения влекут за собой и бессрочное опоздание к месту действия. А опоздавший политик, как и опоздавшие политические силы, никому не нужны – ни как полномочные представители, ни как оппоненты. Коллективные принятия решений во время выборов – это иллюстрация к стихотворению Маяковского «Прозаседавшиеся».
Михаил Янчук:
– Для начала, я принципиально против подмены понятий. Выборов в стране нет уже давно. Голосов никто не считает. Среди наших «новостников» этот вопрос уже получил собственное имя – его называют «вопросом про старые грабли». Поэтому, по моему мнению, стоит так его и формулировать: надо ли на старые грабли наступать всем вместе или может делегировать одного – с сильным лбом и большим желанием слиться с ними в объятиях во имя дальнейшего существования своей партии. А если серьезно, то я бы заменил мифические «работу с населением», о которой столько говорят отдельные политические силы, более-менее реальной работой с достаточно узким кругом школьных учителей – тем молчаливым меньшинством, что из года в год помогает фальсифицировать все выборы в Беларуси. Нужно стараться бурить эту стену молчаливого сговора и гражданской коррупции.
Федор Костров, «Товарищ.online»