Навіны

Спецдокладчик ООН Харашти приветствует освобождение Беляцкого и призывает освободить всех политзаключенных в Беларуси

Специальный докладчик ООН по ситуации в Беларуси Миклош Харашти приветствует освобождение правозащитника, главы закрытого властями центра “Весна” Алеся Беляцкого и призывает освободить всех политзаключенных в Беларуси. Об этом говорится в заявлении Харашти, размещенном на сайте Совета ООН по правам человека.

“Сфабрикованные обвинения против Беляцкого были связаны с тем, что деятельность неправительственных организаций в значительной степени ограничена через препятствия в доступе к финансированию, — отметил Харашти. — “Весна”, которая оказывала юридическую помощь белорусам, задержанным в результате репрессий против активистов и журналистов после президентских выборов 2010 года, неоднократно пробовала перерегистрироваться после ликвидации решением Верховного суда в 2003 году. В результате “Весне” было запрещено иметь счета в банке в Беларуси, и Беляцкий был вынужден иметь счета за рубежом. Именно это было использовано властями, чтобы обвинить его в уклонении от уплаты налогов”.

Харашти также подчеркнул, что в Беларуси систематически нарушаются права на свободу объединений, в том числе через ограничительные законы, которые касаются регистрации и деятельности НПО, а также через уголовную ответственность за деятельность от имени незарегистрированных организаций.

Спецдокладчик подчеркнул, что Беларусь должна выполнять свои международные обязательства в том, что касается свободы объединений, и создать условия, чтобы гарантировать правозащитникам возможность выполнять их работу в спокойной и безопасной обстановке.

“Ограничительные законы Беларуси, связанные с регистрацией и деятельностью НПО, должны быть немедленно пересмотрены”, — считает Харашти.

Кроме того, Харашти обратил внимание на положение тех, кто остается в заключении. “Как и ряд других оппонентов режима и активистов, приговоры которым были политически мотивированными, Беляцкий, находясь в заключении, столкнулся с психологическим и физическим давлением, несколько раз стал жертвой произвольных дисциплинарных наказаний за якобы нарушения правил режима колонии, — сказал Харашти. — Среди мер наказания были ограничения на встречи с родными и адвокатом, ограничения на переписку и связь. И они могут рассматриваться как жестокое обхождение с заключенным или даже пытки”.

belapan.by