Навіны

Способен ли авторитет Статкевича объединить оппозицию?

Экс-кандидат в президенты Беларуси политзаключенный Николай Статкевич предложил демократическим партиям координировать свои действия и создать единое движение, целью которого было бы «преодоление страха в обществе и проведение публичных акций протеста». Может ли объединить белорусов сверхугроза независимости и что мешает оппозиции выступить единым фронтом?

По мнению Николая Статкевича, демократические партии, некогда созданные и подготовленные для участия в честных выборах, не в состоянии единолично решить задачу демонтажа режима , но «могут стать организатором широкого движения всех слоев общества, время которого пришло».

Разговоры о необходимости объединения всех оппозиционных сил в единое движение ведутся в Беларуси периодически. Но, как правило, сразу же возникает вопрос, что может стать почвой для такого объединения. Многие политики часто имеют в виду объединение под себя: свою стратегию, свой подход к политической деятельности, свои идеологические ценности.

– Однако белорусский режим таков, что он позволяет существовать носителям альтернативных убеждений. Либерал, коммунист и даже сторонник национальной демократической идеи, если он не суется в политику, может исповедовать свои идеи без существенных препятствий, — отмечает политолог Юрий Чаусов.

Именно эта возможность сохранять свою идеологическую идентичность, если только она не превращается в политический фактор, и препятствует возможности объединения людей в одно движение, считает политолог.

— Неслучайно сейчас режим не проводит ликвидацию политических партий. Проще бороться с отдельными столиками в белорусской оппозиции, чем с единым движением, — объясняет позицию властей эксперт.

Исходя из этой объективной реальности сегодняшней Беларуси, Юрий Чаусов считает, что заявления Статкевича нужно рассматривать как инструментальные шаги в попытке использовать ресурс авторитетного политзаключенного за решеткой.

— Это попытка сохранить авторитет до того времени, когда Статкевич вернется в публичную политику. Имидж объединителя позволит ему быть более влиятельным на сегодняшних оппозиционных политических рынках, — считает Юрий Чаусов.

Как полагает политолог Валерий Карбалевич, создать единую политическую структуру при наличии политической воли было бы реально, а вот то, что эта структура сможет организовать массовые акции, вызывает серьезные сомнения.

— Оппозиция в Беларусь очень разная. Все объединиться не могут. Это недостижимая задача, — уверен аналитик.

Хотя основные политические силы, по мнению Валерия Карбалевича, объединиться могли бы при соблюдении ряда условий. Прежде всего, чтобы оппозиция увидела, что у нее есть реальная возможность побороться за власть или реальное политическое влияние.

— Сейчас оппозиция не может претендовать на серьезное влияние. На последних президентских выборах было такое большое количество кандидатов, потому что никто всерьез не рассматривал эти выборы как возможность реального избрания. Все относились к ним как к способу самопиара, укрепления собственных структур, поэтому и не было реальной борьбы за власть, — считает политолог.

Второй момент – это позиция внешних спонсоров, от которых очень сильно зависит единство оппозиции. Ее подталкивали к единству и в 2011, и в 2005 году, а в 2010 году этого не было.

— Отсюда страна и получила девять альтернативных кандидатов в президенты, — говорит Валерий Карбалевич.

Кроме этих двух факторов, лежащих на поверхности, есть, по мнению политолога, и другие: политическая зрелость, ответственность лидеров оппозиции, подталкивание со стороны общества – все это влияет на способность к объединению.

Govorim.by