Суд отказался признать Юрия Захаренко умершим. Акция «Мама помнит» продолжается
1 августа.
День суда.
10 дней назад «Белорусский документационный центр» начал активную часть правозащитной инициативы «Мама помнит. А ты?», которую поддержали сотни белорусов и граждан других стран. Каждый день мы, а также десятки небезразличных людей делали всё, чтобы привлечь внимание к трагедии 92-летней Ульяны Захаренко, сын которой – бывший министр МВД Беларуси Юрий Захаренко, похищенный в 1999 году, даже спустя 17 лет не признан умершим. Благодаря такому резонансу, действительно, появилась надежда, что белорусский режим прислушается к мнению общественности и проявит милосердие к пожилой женщине…
Уже с 9-ти утра вокруг Минского городского суда на улице Дунина-Марцинкевича были выставлены бойцы ОМОНа. Было их немного, но, всё-таки, ощущалось, что сегодня в суде не совсем обычное заседание. Это ощущение ещё более усиливали «тихари» в штатском, которых было около десятка только на площадке перед зданием суда. Трое из них вели съёмку. Как только намечалось какое-то движение, они набегали со всех сторон, чтобы ничего не упустить. Когда Ольга Николайчик принесла ещё несобранный стенд с плакатами «Мама помнит. А ты?», и несколько человек стали помогать ей — их окружили как операторы, так и журналисты, которых было довольно много из различных СМИ. Судебное заседание привлекло внимание общественности, и желающих проявить солидарность с Ульяной Захаренко было немало. Один за одним к зданию подходили бывшие кандидаты в президенты, политики, активисты, а также представители дипломатического корпуса из США, ЕС и Великобритании.
Перед входом в зал № 7, расположенный на 3-м этаже, все были пропущены через рамку металлодетектора и обысканы. Все плакаты с Ульяной и Юрием Захаренко изымались, правда, их обещали всем вернуть, и, надо отдать должное, слово сдержали. После заседания все смогли забрать свои вещи обратно. Зал был практически полон, и в нём также находилось несколько «тихарей» в штатском. Вообще, представительство белорусской оппозиции было весьма внушительным – на заседании и на акции после присутствовали практически все ведущие белорусские лидеры партий и движений: 4 бывших кандидата в президенты Николай Статкевич, Владимир Некляев, Виталий Рымашевский и Татьяна Короткевич, лидер ОГП Анатолий Лебедько, правозащитники Раиса Михайловская, Олег Волчек, мать и вдова похищенного журналиста Дмитрия Завадского Ольга и Светлана Завадские, бывшие политические заключённые и их близкие Марина Адамович, Наталья Пинчук, Марина Лобова, Николай Автухович и Дмитрий Дрозд, участники нынешних парламентских выборов и активисты Андрей Дмитриев, Юрий Губаревич, Ольга Майорова, Ольга Ковалькова, Ольга Николайчик, Нина Багинская, Леонид Кулаков, Александр Макаев и другие.
Само судебное заседание было скоротечным. Судья зачитала жалобу Ульяны Захаренко, потом адвокат обосновала необходимость отмены постановления суда Октябрьского района города Минска. Суд удалился для вынесения решения, но, похоже, что оно было написано заранее, и пауза была выдержана только ради убедительности — решение было отрицательным. В момент оглашения этого постановления произошло нападение на 69-летнюю пенсионерку Нину Багинскую. Молодой человек в штатском, набросился на неё и с силой вырвал у неё из рук пакет с бело-красно-белым флагом. Находящиеся рядом работники суда и «тихари» сделали вид, что ничего не заметили, и только, когда люди стали возмущаться, милицейский оператор стал их снимать на камеру. Уже после заседания, когда Багинская написала заявление в суд о нападении, её пакет волшебным способом нашёлся.
Уже во время проведения заседания недалеко от здания суда начался совместный пикет Правоцентристской коалиции, участники которой ОГП, БХД и «За свободу» всё время проведения акции «Мама помнит. А ты?» оказывали всевозможную поддержку и проводили свои пикеты около резиденции Лукашенко и здания МВД. На всех участников пикета были составлены протоколы — таким образом, для десятка человек, пришедших в суд, это закончится новыми судами и штрафами.
В ближайшее время представители Ульяны Захаренко намерены обжаловать сегодняшнее решение в кассационной инстанции. А это значит, что акция “Мама помнит. А ты?” будет продолжаться.