Поствыборное. Оптимистичное
У кандидата «игнор» случился, не побоюсь этого слова, неожиданный успех.
После каждых выборов это было, как закон. В понедельник после дня голосования объявлялся человек с просьбой о помощи и воплями: «Я же за Лукашенко голосовал, а со мной вот так».
Особенно помню 20 декабря 2010-го, когда голосила женщина, у которой схватили сына. А он и на Площади не был, он на остановке стоял, с тренировки ехал. «Мы же за Лукашенко…» – причитала она. И тогда я взорвалась.
– Кто же будет сегодня? – гадала я с самого утра. – Кто же с какой бедой явится?
И такой человек пришел. Запуганный дедушка.
– Даже не знаю… Я за советом… Такое дело… В общем, вчера к нам в пять часов пришли из избирательной комиссии и сказали, что мы с женой должны проголосовать.
– И вы проголосовали за Лукашенко?
– Нет-нет, что вы!!! Как можно?! Мы с женой все-таки голосовать не пошли. Но вот сейчас волнуемся: «Что теперь будет? Репрессии?..»
Я готова была дедушку расцеловать. Бедняга, запуганный, собрал волю в кулак, переступил через страх, а потом в своей смелости засомневался.
– Да ничего не будет, — говорю. – И я не голосовала, и никто у нас тут не голосовал, и никто из моих знакомых не голосовал… Так что много нас. И все вы правильно сделали, хуже точно не будет.
Дедушка просто на глазах ожил, заулыбался даже. Мы вот с женой тоже подумали: «Сколько же можно терпеть, что нас все время обманывают. Хватит уже!»
А ведь хороший вопрос: «Сколько можно терпеть?»
Компания «Говори правду!» сегодня ответила: «Сколько нужно, столько и можно». Они и на парламентские выборы пойдут, и на будущие президентские, и еще, и еще… Они даже победу отпраздновали. Какую-то непонятную себе на уме победу…
А я вот думаю, какую бы барабанную дробь с фанфарами и фейерверками они устроили, если бы оказались на этой стороне?! Если бы это они призвали не поддерживать никого из кандидатов, не голосовать, и вдруг выяснилось, что в Минске более 20% проголосовали против всех (и это по официальным данным), а в день основного голосования явка, по подсчетам наблюдателей, составляла только 30-40 процентов… Что даже там, где наблюдателями были представители посольства США, 11 октября людей на участки не смогли загнать, а цифры обеспечивали мифическим досрочным голосованием… Что даже из каких-нибудь Бобруйсков приходят сведения о том, как из списков избирателей вдруг исчезало человек 200—300, чтобы потом можно было объявить высокие показатели явки.
Они не скромничают. Они говорят, что они успешны, а вся остальная оппозиция — лузеры. И они лгут. Потому что на самом деле на этих выборах оказалось два сильных кандидата: кандидат Лукашенко и кандидат – игнор, или кандидат «против всех» у тех, кто не понял, что такое игнор, или не мог не пойти голосовать, так как находится в статусе крепостного. 20% проголосовавших против всех и 40-50-60% не пришедших голосовать в Минске – это его поддержка. В столице, как минимум, она по-настоящему впечатляет.
Татьяна Короткевич пока о такой поддержке и мечтать не может, хотя я уверена, что она набрала больше, чем официальные 5%. Даже чисто технологически не могло быть этой «пятерочки». Вспомните, малоизвестная партия женщин «Надзея» всегда имела один из самых высоких партийных рейтингов – просто потому, что существует такое понятие, как женская солидарность. А еще вспомните пророческие слова социолога Сергея Николюка, который говорил: «Если мою жену изберут единым кандидатом оппозиции, то она, никому не известная, наберет 30%». Так что тут дело не в Татьяне и не в компании «Говори правду!» (они, как раз, плохо сработали, наделали политтехнологических ошибок и не взяли даже того, что должны были взять).
В общем, то, что для еще недавно никому не известной Короткевич, личная победа, для политтехнологов, если уж говорить правду, – просто провал. А вот у кандидата «игнор» случился, не побоюсь этого слова, неожиданный успех. Хотя кампанию за него, надо признать, провели отвратительно. Поздно начали, всех запутали, не объяснили людям ни целей, ни смыслов.
Однако даже на одних эмоциях, только на идее кое-что получилось!
И это при том, что власти, как никогда, потратились на то, чтобы заманить людей на выборы. Подарками зазывали, поляны накрывали, на концерты всех выгнали – и голосистых, и безголосых. Власти впервые за 20 лет так напряглись и так расстарались, поняв, что народ просто забил на выборы. Значит, от нашего голоса все-таки что-то зависит!
И на самом деле очень многое зависит. Если мы на псевдовыборы не ходим…