Осенний марафон. Пять вопросов о предстоящих выборах
В сентябре 2016 года состоятся выборы в Палату Представителей 6 созыва.
• Сергей Марцелев
Большинство оппозиционных политических партий и организаций уже заявили о своем намерении участвовать. Чем порадует избирательная кампания в Палату номер шесть и почему немецкий канцлер Бисмарк считал, что простым людям нельзя показывать две вещи: как делают колбасу и политику. Попробуем разобраться.
— Зачем вообще участвовать в выборах, результаты которых заведомо фальсифицированы?
Политические партии, так же как и миллионы граждан страны, стали заложниками системы. Простые люди чтобы выжить и прокормить семьи вынуждены платить драконовские налоги, поборы с «тунеядцев», соблюдать бессмысленные законы, «сносить обиды и жандарма, и шута». Вряд ли их кто-то в этом обвинит.
Партии, так или иначе, вынуждены пользоваться теми скромными легальными возможностями, которые оставил им режим. Не только зарегистрированные, а все, кто пытается остаться в легальном политическом поле и пропагандировать свои ценности. Почему? Потому что партия – это не правозащитная организация и не партизанский отряд. Не орден тамплиеров. Партия создается для участия в выборах. Если она от этого сознательно отказывается, про нее забывают и она прекращает свое существование.
Да, политика – это искусство возможного.
Те, кто щедро раздает рецепты «бойкотировать выборы», предлагает всем разойтись по кухням. Бойкот может быть хорошим сценарием, если это активная политическая кампания, с агитацией, массовыми акциями гражданского неповиновения, но никак не просиживание дивана. А главное, если он востребован обществом.
К сожалению, по результатам соцопросов большинство избирателей все-таки верит, что какие-никакие выборы есть, и отказ оппозиции от участия в них воспринимается как слабость.
Такую же позицию занимают европейские политики. Если есть возможность бороться словом и убеждением, а не коктейлем Молотова, эту возможность надо использовать.
Разумеется, есть аргумент, который оппозиционные политики не раз повторяли публично. Предвыборная кампания – это возможность встречаться с избирателями, распространять листовки не рискуя (или рискуя значительно меньше) получить многомиллионный штраф, или тюремный срок. Это важно. Партийное руководство несет ответственность за своих активистов, если у них возникают проблемы – это проблемы партии.
Наконец, главное. Чтобы противостоять фальсификациям, надо показать, что они были. А итогом может быть массовая акция протеста граждан, которым важно отстаивать свой выбор.
— Зачем нужен Конгресс? Кто из политиков поддержал его проведение?
Конгресс – это демонстрация единства демократической оппозиции, декларация общих ценностей. Возможность для активистов солидарно и на равных правах участвовать в принятии важных политических решений, а не только читать об этом в интернете. Шаг к формированию общего списка кандидатов от демократических сил, чтобы они не конкурировали в одних и тех же округах.
Проведение конгресса поддержали Н. Статкевич (БСДП (Народная Грамада)), В. Некляев («Движение за государственность и суверенитет Беларуси), С. Шушкевич (БСДГ), В. Сивчик (Рух Салiдарнасцi «Разам), Г. Федынич (профсоюз РЭП), другие известные политики и общественные деятели.
К сожалению, где два белоруса, там три амбиции и пуд тщеславия. Накануне президентских выборов 2015 одна из структур сознательно сорвала проведение Конгресса. В итоге, среди зарегистрированных кандидатов в президенты не было представителя оппозиции. Большинство политических игроков пребывало в состоянии апатии.
Оказавшись на свободе, лидер «Народной Грамады» Н. Статкевич предложил ясную и понятную стратегию. Власти фальсифицировали выборы еще на этапе регистрации. Будем протестовать. Надо помощь обществу переломить страх.
В итоге триумвират Статкевича, Лебедько и Некляева успешно провел альтернативную кампанию. На массовые акции приходили люди, было очевидно, что моральная позиция в политике по прежнему востребована обществом. Казалось, что политики и дальше будут выступать единым фронтом.
Увы, людям свойственно повторять собственные ошибки. Лидер ОГП создает перед следующими выборами некую «правоцентристскую коалицию» и публично критикует инициаторов Конгресса «за отсутствие общей стратегии».
Тем не менее, остается надежда, что общий язык будет найден, и на Конгрессе будут представлены все демократические силы, включая ОГП.
— Надо ли участвовать в выборах, не выдвигая встречных условий?
Нет. Должна быть общая «дорожная карта», согласованные требования к властям, чтобы участие в политической кампании не превратилось в подтанцовку на поминках . В первую очередь, это – отсутствие политзаключенных и реформирование избирательного законодательства. Остальные требования определит Конгресс.
Кампания будет проходить на фоне массовых увольнений, падения заработной платы, внешних угроз суверенитету государства. Власть не справляется с последствиями экономического кризиса. Репрессиям подвергаются очередные социальные группы, индивидуальные предприниматели, временно не работающие. Формируя предвыборную повестку, надо учитывать, безусловно, эти факторы.
— Поможет ли участие в осенней политической кампании обновлению оппозиции, привлечению в белорусскую политику новых лиц?
Лидеры мнений, или просто активные люди часто опасаются политики. Их можно понять. Белорусская политика предсказуема, не особенно интересна, а чаще всего откровенно опасна. Социальный лифт обеспечен функционерам БРСМ, придворным бизнесменам, но не оппозиции.
Политический активизм в современной Беларуси – это удел пассионариев.
Ротация кадров и приход новых людей будет нормальным явлением, когда политическая система станет конкурентной, выборы и подсчет голосов будут проводить прозрачно. Когда политика станет нормальной профессией, а не стигмой.
Разумеется, это не приговор. Никто не критиковал Даниэля и Синявского за то, что в СССР явными диссидентами были единицы. Такова логика авторитарного государства. Пусть активистов не так много как хотелось бы, и очереди в офисы оппозиционных партий пока не выстраиваются. Но за спиной у них поддержка миллионов потенциальных избирателей, готовых поддержать если не рублем, то голосом на честных выборах точно. И за право быть услышанными этими людьми надо бороться уже сегодня.
— Есть ли шанс, что кто-то из демократических кандидатов будет избран в новый состав Палаты?
Это не выборы, а очередная политическая кампания. Надо использовать ее возможности, но не следует питать иллюзий, что система даст сбой и решит сыграть честный раунд. Особенность белорусского политического режима в том, что допустив минимальную либерализацию, весь этот репрессивный механизм трещит и грозит выйти из под контроля. Это хорошо показал народный протест после выборов в 2010 году.
К сожалению, внешних и внутренних предпосылок для системных реформ накануне выборов в Палату нет.
Вряд ли стоит ожидать государевой милости даже тем политическим организациям, кому в награду за лояльность, по слухам, прочат пару–тройку мест в законодательном органе. Хотя когда то Александр Лукашенко пожелал видеть среди депутатов, как минимум, тридцать процентов представительниц прекрасного пола и его распоряжение выполнили. Так что, если кто и попадет, минуя селекцию ЦИК в депутатское кресло, то только на гендерной волне. Разумеется, если распорядятся наверху.