Акция памяти жертв сталинских репрессий прошла в Минске
Вечером 29 октября в Минске возле здания КГБ на проспекте Независимости прошла акция памяти жертв сталинских репрессий.
Акция организована зарегистрированным в Чехии объединением «Молодой фронт» по случаю дня памяти жертв сталинских репрессий, который белорусская демократическая общественность ежегодно отмечает 29 октября.
В акции приняло участие около полутора десятков человек, в том числе Николай Статкевич с женой Мариной Адамович, Ольга Николайчик, Максим Винярский, Павел Прокопович, Нина Багинская, Наталья Горячко-Басалыга. Они пришли почтить память жертв сталинских репрессий с зажженными свечами и портретами репрессированных.
Акция началась в 19:00, спустя пять минут после начала акции сотрудники милиции начали составлять протоколы в отношении ее участников.
Николай Статкевич отказался общаться с сотрудниками милиции, которые подошли к нему для составления протокола об административном правонарушении, потребовав, чтобы они разговаривали с ним по-белорусски.
«Мы пришли почтить память репрессированных, а милиция нас отгоняет, она — последователь тех карателей, которые уничтожали в 1937 году честь нации», — заявил оппозиционный политик, сообщает БелаПАН.
В результате административные протоколы были составлены в отношении всех участников акции.
Акция длилась около получаса, после чего Николай Статкевич объявил о ее завершении.
Когда люди стали расходиться, сотрудники милиции пытались задержать Павла Прокоповича. Трое милиционеров схватили его и пытались унести, но им помешали участники акции, которые фактически отбили Прокоповича.
Как рассказал Прокопович БелаПАН, у него возник инцидент с начальником минской милиции Александром Барсуковым. По словам активиста, он шел с портретом, а Барсуков предупредил его, чтобы тот «не споткнулся». В ответ Прокопович поинтересовался, почему представитель милиции такой злой, после чего Барсуков, по словам активиста, выругался. Прокопович решил его сфотографировать, и ему это удалось, но на активиста сразу же набросились трое милиционеров.
К концу акции возле КГБ появился один из лидеров «Молодого фронта» Дмитрий Дашкевич. Он пояснил, что не смог прийти к 19:00 из-за того, что его машину остановили сотрудники ГАИ.
Дашкевич выразил удивление такой нервной реакцией силовиков на мирную акцию, в том числе тем, что милиционеров было в несколько раз больше, чем участников.
«На протяжении лета мы проводили акции, которые практически не вызывали реакции со стороны силовых структур. Сегодняшнюю нервную реакцию я связываю с тем, что она проходит у стен КГБ, сотрудники которого является последователями тех, кто проводил репрессии в 1930-х годах», — сказал Дашкевич.
После акции задержано несколько человек. В их числе Дмитрий Дашкевич, Павел Прокопович и Наталья Горячко-Басалыга.
Когда большинство ее участников разошлись, пять человек во главе с Дашкевичем решили остаться возле КГБ до тех пор, пока не догорят свечи.
Около 20:00 к зданию подъехала машина «Горремавтодора» и пришли работники коммунальной службы. Сотрудники милиции потребовали от активистов убрать свечи и портреты репрессированных, которые находились на ступенях у входа в КГБ. Один из коммунальщиков попытался выбросить портрет репрессированного в урну, но участники акции ему не дали ему этого сделать.
Примерно в 21:00 силовики стали оттеснять активистов от портретов и, столкнувшись с сопротивлением, задержали как минимум трех человек — их водворили в милицейскую машину. Еще одному участнику акции позволили собрать свечи и портреты, он не задержан.
В ночь с 29 на 30 октября 1937 года в подвалах минской внутренней тюрьмы НКВД, где сегодня размещается следственный изолятор КГБ, были расстреляны более 130 человек — ученых, литераторов, врачей, общественных деятелей, управленцев, работников системы образования, строительства, промышленности, торговли.
«Коммунистический режим Советского Союза стремился прежде всего уничтожить национальную элиту Беларуси, тем самым уничтожив различия между «братскими народами», и подчинить нашу страну Москве, — говорится в сообщении «Молодого фронта». — Если это не так, то почему первыми под каток репрессий попадали деятели культуры? Почему среди арестованных преподавателей уничтожали прежде всего учителей белорусского языка и литературы? С какой целью в 1920-1930 годы было репрессировано 90% литераторов? Одни имена расстрельного списка 29 октября 1937 года — это должен быть вечный приговор карательной коммунистической идеологии».
Цель сегодняшней акции — «заявить потомкам преступников, что рано или поздно, но преступление будет осуждено; чтобы перед «старшим братом» засвидетельствовать, что вопреки всем преступлениям Беларусь живет и будет жить», подчеркивают организаторы.
Днем 29 октября в Минске прошел марафон памяти жертв сталинских репрессий, организованный активистами оргкомитета по созданию движения солидарности «Разам». Его участники посетили места расстрелов и захоронений невинно убитых, пройдя по маршруту: Кальварийское кладбище — парк Тивали — Лошицкий яр — район урочища Благовщина и Тростенца — Военное кладбище — парк Челюскинцев — Куропаты.
В отличие от многих постсоветских стран официально день памяти жертв сталинских репрессий в Беларуси не отмечают.
Фото Сергея Сацюка