Имя белорусского активиста стало названием процедуры в ООН
Комитет ООН по правам человека использует при рассмотрении дел «формулу Полякова» – общественного активиста из Гомеля.
В чем ее суть?
Гомельский Центр стратегической тяжбы уже девять лет помогает белорусам оформлять и подавать жалобы в ООН. Впервые в его практике в одном из решений Комитета ООН по правам человека (КПЧ ООН) зафиксирован прецедент:имя гомельского общественного активиста Василия Полякова стало названием процедуры рассмотрения в КПЧ ООН, сообщает Deutsche Welle.
«Формула Полякова» была применена при рассмотрении дела руководителя гомельского Центра стратегической тяжбы Леонида Судаленко. Около месяца назад, рассказывает он, КПЧ ООН направило ему свое решение, из которого правозащитник и узнал, что именем его коллеги – а лидер гомельского отделения партии ОГП Василий Поляков является еще и сооснователем Центра стратегической тяжбы – названа процедура рассмотрения дел.
Речь в жалобе, поясняет Леонид Судаленко, шла о конфискации Ошмянской таможней инструкций для наблюдателей за выборами президента в 2010 году. В официальном тексте решения КПЧ ООН по ней содержалось особое мнение члена Комитета Джеральда Л. Ноймана, в котором он выразил обеспокоенность по поводу аргументации коллег.
Большинство из них, как утверждает Джеральд Л. Нойман, использовало «формулу Полякова». Суть ее в том, что Комитет ООН по правам человека может признавать, что права граждан нарушены, но при этом избегает требований к государствам привести законодательство в соответствие с Международным пактом о гражданских и политических правах. Сам Василий Поляков считает, что формула, названная его именем, имеет не совсем позитивный характер.
Камнем преткновения в спорах членов КПЧ ООН является пункт 2 статьи 2 пакта, в котором речь идет об обязательствах стран принимать меры, необходимые для защиты прав человека. Он предписывает изменять любой закон в стране, если он противоречит пакту.
При рассмотрении в минувшем году одной из жалоб Василия Полякова, которая касалась запрета на проведение демонстрации, Комитетом ООН было установлено нарушение его права на свободу собраний, но не было признано нарушения пункта 2.2. И здесь же члены КПЧ ООН отметили, что такое нарушение может быть признано «в какой-то другой ситуации».
Из-за такой размытой трактовки «формулу Полякова» постоянно критикуют. Еще один член КПЧ ООНВиктор Мануэль Родригес-Ресия также высказал особое мнение в рамках дела Леонида Судаленко и призвал трактовать пункт 2.2 пакта буквально.
По его мнению, в статье 14 белорусского Закона о противодействии экстремизму предусмотрена возможность изъятия информационных материалов, которые могут содержать призывы к экстремистской деятельности или пропагандировать ее. Это широкое и неопределенное понятие, считает член КПЧ ООН, используется в Беларуси для произвольного ограничения доступа к информации и свободы выражения мнения. Закон, резюмирует он, следует изменить таким образом, чтобы он не препятствовал осуществлению права получать и распространять информацию.
Экс-судья Конституционного Суда Беларуси, доктор юридических наук Михаил Пастухов с сожалением констатирует, что КПЧ ООН, используя «формулу Полякова», сознательно не хочет акцентировать внимание на обязанностях стран по изменению законодательства. «КПЧ ООН находит дипломатические подходы в формулировках, но нужно быть принципиальными», – считает Михаил Пастухов.
Чтобы изменить ситуацию, гражданам, которые подавали жалобы в ООН, нужно объединяться, считает он, и настаивать в КПЧ ООН и в Совете ООН по правам человека на обязательном выполнении странами своих обязательств. На сегодня КПЧ ООН вынесено более 90 решений по Беларуси, однако ни одно из них не выполнено руководством страны.
Власти считают, что решения носят рекомендательный характер, но это неправда, говорит Михаил Пастухов, рано или поздно все требования будут выполнены.