Беларускі Нацыянальны Кангрэс

Как гродненцам про Белорусский Национальный Конгресс рассказывали

Во встрече приняли участие члены Совета БНК Сергей Веремеенко, Вячеслав Сивчик и Николай Статкевич. 
 
В небольшом зале собралось около 30 активистов и почитателей Николая Статкевича. Люди пришли совершенно разные – молодые парни в майках с Погоней, мужчины под 40, с интересом слушающие выступающих, пожилые женщины. 
 
“Почему нигде не было информации об этой встрече? Я узнала совершенно случайно. А пришла, потому что достало”, – сетовала одна из участниц.
 
Вся надежда на регионы

“В Минске нам не удалось объединить оппозицию, мы вели переговоры с представителями разных сил полгода, но так ни к чему не пришли, мы поняли, что это саботаж. Но в регионах другая ситуация, люди здесь консолидируются, создаются коалиции с представителями всех политических движений”, – сказал во время встречи Николай Статкеивич.

 
Сегодня создано 14 региональных коалиций. Правда, БНК так и не стал единой площадкой демократического движения. Причину Статкевич видит в амбициях лидеров политических сил.
 
“Еще я не исключаю внешнее влияние со стороны власти, которое мешает нашему объединению”, – отметил Статкевич.
 
Заслуги БНК: приостановление Декрета №3, освобождения по “делу патриотов”
 
Лидеры БНК рассказали о своей деятельности за год. 

 
“Мы сразу приняли решение, что не хотим крови и революций, и приняли стратегию давления на власть: организовать и направить растущий социальный протест с целью заставить власть демократизировать политическую и экономическую жизнь. 
 
Когда мы в 15 марта минувшего года принимали такую стратегию, нас спрашивали – какой социальный протест, где вы его увидели? Но нужно уметь прогнозировать, знать ситуацию, людей, их настроение. Мы спрогнозировали социальный протест, подготовились к нему и подготовили механизм реализации, показали его людям. Мы выходили на акции, показывали людям, как нужно делать. Это лучше, чем принимать резолюции и ходить на выборы. Мы отвоевали людям в центре площадку для протеста. Люди в начале года воспользовались этим, вышли в центры городов”, – сказал Николай Статкевич, имея в виду акции протеста в белорусских городах против налога на тунеядство. 
 
Общие фразы, правда, не удовлетворили присутствующих. Пожилая гродненка, которая до этого периодически качала головой, спросила у политика про конкретные результаты. У политиков нашелся ответ.
 
По словам Статкевича, то, что власть приостановила действие декрета №3, заслуга именно активистов БНК. 
 
“То, что Декрет №3 приостановлен – это заслуга наших активистов, которые выводили людей на массовые акции по всей Беларуси. Мы попугали власти и вынудили приостановить Декрет. Если перестанем пугать, власти снова введут этот Декрет и возьмут налог за два года. Потому осенью продолжим”, – сказал политик. 
 
“Вы знаете, чем закончилась первая весенняя фаза протестов: власть применила силу. Это ей дорого стоило: она лишилась кредита МВФ на 3,5 млрд долларов, который вот-вот могла получить. Получилась самая дорогая полицейская операция в мире”, – добавил Статкевич.
 
В заслугу БНК поставили и освобождение заключенных по “делу патриотов”.
 
“В Минске мы провели акции 1 мая и 3 июля, вынудили власти выпустить на свободу невинно арестованных людей по делу террористов. Власти даже не стали ждать акции 3 июля и выпустили раньше, чтобы уменьшить явку на акцию. Мы показали народу и власти, что люди способны консолидироваться”, – отметил Статкевич.
 
Та же пожилая гродненка упомянула Николая Автуховича и его призывы не выходить на акции, чтобы не подставляться. Статкевич это особо не прокомментировал, назвав просто провокацией. Позже, правда, он высказался по этому поводу, имея в виду то ли Николая Автуховича, то ли Зенона Позняка, который так же недавно призывал белорусов не выходить на акцию 3 июля.
 
“Есть тут некоторые люди, называющие себя лидерами оппозиции, которые призывают не выходить на акции протеста и ждать, пока народ сам созреет. Мы так ждем уже много лет. Всегда есть кто-то, кто первым встает из окопов и ведет народ за собой. Нужно показывать, что есть люди, которые не боятся, что есть правда. Иначе, если все сидят, голову в плечи, общество превращается в курятник, где вышестоящие гадят на нижестоящих. Люди, которые выходят на площадь, спасут миллионы, спасут страну, потому что они определяют систему координат. Чего стоит свобода, если за нее никто не готов жертвовать”, – заявил Николай Статкевич.
 
В общем, деятельность БНК за год оценили очень даже позитивно. Власть напугана, активисты сидят на сутках, но это вынужденные жертвы. 
 
“Мы вернули площадку свободы, отвоевали этот способ высказывания народного протеста. Мы хотим заставить власть заметить народ и разговаривать с ним. Мы готовы к переговорам. Хоть и считаем эту власть бандитской, преступной. Я считаю, что Лукашенко – убийца. Но и с убийцами садятся и ведут переговоры, когда они берут в заложники людей. Мы готовы гарантировать Лукашенко безопасность, только уйди спокойно, дай нам нормальные честные выборы. Если все останется как и прежде, мы будет усиливать давление. Когда на улицы выходят сотни тысяч людей, власть начинает разрушаться изнутри”, – громогласно заявил Статкевич.
 
Досталось и независимым СМИ. Кто-то из зала спросил, почему деятельность БНК так слабо освещается в СМИ. Николай Статкевич заметил, что независимые СМИ, имеющие офисы в Беларуси, хоть и стараются подавать информацию правдиво, но делают это с оглядкой на власть – ведь они уязвимы. Мол, кураторы из КГБ приходят к главным редакторам и командуют, про кого писать больше, про кого – меньше. 
 
“Но конечно, без независимых СМИ в Беларуси было бы совсем туго. Хорошо, что они у нас есть”, – добавил вместе с тем политик.
 
Коля Лукашенко – клон?
 
Не раз от лидеров БНК звучала мысль, что бояться не нужно, нужно самим становиться лидерами, брать флаг в руки и вести за собой других. Тем более, что в людях кипит желание протеста, хоть большинство белорусов пока просто наблюдает за всем со стороны. 
 
“Люди смотрят, но боятся быть наказанными за участие в протестах. Но этот страх аукнется их детям – ведь им придется жить в такой вот стране”, – подчеркнул Статкевич.
 
Попугали участников встречи грядущими сложностями и “темными временами”.
 
“Лукашенковский диктат затянулся и превращается в маразм. Брежнев со своими густыми бровями начинает отдыхать в сторонке. Будущий год, начиная с осени, будет большим испытанием для белорусов и Беларуси, нам его нужно пережить. Но мы хотя бы минимально должны влиять на ситуацию. Когда власть у нас нечеловеческая, нам нужно оставаться людьми и поддерживать друг друга, поддерживать белорусское. Благодаря стримам во время протестной весны было видно, как простые люди ненавидят власть. Это видели и мы, и власть. Нам нужно не быть заложниками, а громко говорить про национальный интерес”, – сказал Вячеслав Сивчик.
 
Показательны вопросы, которые задавили участники встречи. Люди спрашивали, правда ли, что украинский “Беркут” работает в минском ОМОНе, почему у нас столько милиции, правда ли, что Коля Лукашенко – клон, ведь он так вымахал не по годам. Поговорили про осенние военные учения и захочет ли Путин перед выборами в РФ захватить Беларусь, почему церковь не поддерживает оппозиционеров.
 
К слову, с самого начала Николай Статкевич подчеркнул, что в БНК понимают ситуацию с языком в Беларуси, поэтому готовы общаться на русском языке, если кому-то что-то будет непонятно на белорусском. 
 
Отдельно политик высказался насчет посадок в тюрьмы по наркотической статье. В двух словах – власти неправы, садят несправедливо, сроки неоправданно гигантские, кого действительно нужно садить – тот на свободе. На встречу пришли несколько представителей “Материнского движения 328”, которое объединяет матерей, чьи дети оказались за решеткой после подписания “антинаркотического декрета”. В последнее время они все чаще появляются на встречах с политиками, мелькают на акциях протеста со своими плакатами, в поисках какой-либо поддержки. Такую поддержку они решили найти и в БНК.
 
Быть как Алексей Навальный
 
После встречи некоторые гродненцы подходили и задавали вопросы Николаю Статкевичу. 
 
“Я выходил на акции в Гродно, специально ездил на акции в Минск. Я приехал, а 1 мая в Минске никто не вышел. Почему?” – спрашивал один из участников. Статкевич только развел руками: “В Минске люди более зажиточные. Говорят – как все плохо, и идут менять доллары в обменники”.
 
Один из парней в майке с Погоней посоветовал Статкевичу пойти путем Навального, чтобы привлечь на акции молодежь. “Для этого нужны большие средства и команда. Но я уже завел блог на ютубе и выставляю свои ролики”, – ответил политик. 
 
“Мы хотим уже решительных радикальных действий, скажите нам, что нужно делать”, – вопрошала одна из участниц. На это Николай Статкевич ответил, что не хочет брать кровь на свои руки, поэтому радикальный вариант оставляет за властью – если рискнут, пусть сами делают первый шаг.
 
В общем, судя по разговорам между участниками встречи, они возлагают большие надежды как на БНК, так и лично на Николая Статкевича. Особенно это видно по нескольким молодым людям, которые пришли на встречу – они смотрели на политика с каким-то восхищением, как будто видя в нем нового Калиновского.