Комментарий: Брюссель проигнорировал провокацию Лукашенко
Закрытием шведского посольства Минск явно провоцировал Брюссель на отзыв всех послов ЕС. Но, проявляя солидарность со Швецией, Евросоюз не намерен идти на поводу режима Лукашенко, считает Наталья Макушина.
Уже второй раз в этом году Александр Лукашенко пытался спровоцировать Евросоюз на отзыв посольских миссий. В скандал с закрытием шведского посольства Минск пытается втянуть и Брюссель. Но проявляя солидарность со шведами, европейские политики больше не собираются идти на поводу у режима.
Ограничительные меры – после выборов
Несмотря на то что демонстративное изгнание из Минска главы дипломатической миссии Швеции Стефана Эрикссона затрагивает отношения Беларуси со всем Евросоюзом, Брюссель воздерживается от отзыва всех своих послов. В то же время европейские политики подтвердили готовность поддерживать белорусское гражданское общество, а “ограничительные меры в адрес официального Минска будут рассмотрены после сентябрьских выборов в парламент Беларуси с учетом всех событий”.
И президент Александр Лукашенко, и белорусский КГБ, старательно раздувающие очередную посольскую войну с Европой, вряд ли ожидали такой резолюции комитета по вопросам политики и безопасности Совета Евросоюза, принятой 10 августа на экстренном заседании послов ЕС.
Ведь нынешняя ситуация с лишением аккредитации посла Швеции Стефана Эрикссона в точности повторяет поведение главы Беларуси в феврале этого года, когда по его указанию из Минска были высланы послы Польши и ЕС. Тогда, накануне избрания Владимира Путина президентом России, Лукашенко также намеренно обострял конфликт с Евросоюзом, чтобы доказать лояльность Кремлю в расчете на новые дивиденды.
Лукашенко требуется скандал
Золотой запас Беларуси постепенно иссякает, а на помощь Запада в отсутствие реформ рассчитывать не приходится. В то же время Москва продолжает оставаться главным спонсором белорусского режима. Срочное согласие Кремля на выдачу оставшихся траншей кредита ЕврАзЭС и кредит на строительство АЭС – вот для чего понадобился Минску избитый прием с международным скандалом для подтверждения интеграции с Россией как единственного приоритета внешней политики.
В ход было пущено за уши притянутое обвинение в адрес посольства Швеции, которое Лукашенко уличил в контактах с организаторами перелета через воздушную границу Беларуси шведских граждан. Без предъявления доказательств, которыми якобы располагает следствие, президент и главнокомандующий Беларуси приписал содействие нарушителям и Литве, с территории которой вылетел самолет, и даже пообещал стране-соседке, что “мало ей не покажется”.
С больной головы на здоровую
Сценарий “войны” с Европой Минск разыгрывает с чрезмерно преувеличенным надрывом. КГБ угрожает 7 годами тюрьмы белорусам – журналисту и риэлтору за пособничество незаконному пересечению границы и приглашает явиться для дачи показаний новых заложников – шведских пилотов. Хотя по заявлению литовской стороны, за отклонение от маршрута полета, который закончился разбрасыванием плюшевых мишек над территорией Беларуси, нарушителям из Швеции грозит всего лишь административное наказание. Да и то, если шведы прибудут в Вильнюс в течение полугода, после чего срок ответственности истекает.
Так что конспирологические версии белорусского президента о международном заговоре против Беларуси и угрозы “разобраться” и с литовцами, и со шведами, звучат, мягко говоря, нелепо. Особенно, если учесть те три недели молчания, когда власти пытались скрыть, что 4 июля объединенная система ПВО России и Беларуси дважды прозевала вторжение в воздушное пространство иностранного самолета.
Расчет не оправдался
Провоцируя Брюссель на скандал, Александр Лукашенко рассчитывал на повтор весенней ситуации – “послы уедут и вернутся”. В преддверии парламентских выборов такая коллизия с отъездом дипмиссий ЕС была бы даже на руку властям, которые намерены провести избирательную кампанию по своим правилам, когда голоса считают на значительном удалении от наблюдателей.
Но белорусско-европейской посольской войне не дает разгореться умеренный тон резолюции Комитета по политике и безопасности Совета ЕС. Брюссель, который эксперты так часто критиковали за отсутствие стратегии в отношении режима, похоже, нашел единственно верное решение – не реагировать на заявления белорусского правителя до тех пор, пока не будут освобождены политзаключенные.
Кремль также дистанцируется от белорусско-шведского конфликта. Так что расчет Лукашенко на совместные с Москвой заявления о “недопустимости вмешательства во внутренние дела суверенной Беларуси” и на бонусы Кремля в обмен на “посольскую войну” с ЕС, похоже, не оправдался.