МИД Латвии: Пока Статкевич в тюрьме, позиция ЕС не изменится

Лукашенко должен освободить политзаключенных.

Об этом «Еврорадио» заявил посол по особым поручениям Восточного партнерства МИД Латвии Юрис Пойканс.

– Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей заявил, что наша страна будет настаивать, чтобы белорусскую делегацию на майском саммите Восточного партнерства в Риге возглавлял Александр Лукашенко. Насколько такое вероятно?

– Президент Лукашенко никогда не принимал участия в саммитах Восточного партнерства. Мы хотим развивать отношения со всеми странами Восточного партнерства, и вы знаете, что у Латвии с Беларусью очень хорошие отношения. У нас и исторические связи, и очень много экономических контактов. Мы заинтересованы в укреплении отношений между Беларусью и Евросоюзом. Но у нас существует разное понимание вопроса прав человека. И возможное приглашение господина президента на саммит зависит от вопроса прав человека и прежде всего – политзаключенных. Без решения этого вопроса сложно будет достичь большего прогресса. Но мы будем работать с белорусской стороной. Наши должностные лица бывают в Минске достаточно часто. Мы стараемся донести до сведения белорусского правительства, что это очень важный вопрос для Евросоюза. Но сегодня гадать на счет возможного приглашения не хотелось бы.

– Во время разговоров с различными еврочиновниками часто слышал фразу о том, что после переговоров в Минске по Украине на Лукашенко в Европе начали по-другому смотреть…

– Беларусь сыграла очень позитивную роль относительно украинской проблематики. А на фоне переговоров глав стран в Минске очевидно, что Беларусь становится важной площадкой. И это достижение, это действительно очень позитивно оценивается. Тем не менее, все, что касается более тесного сотрудничества, это зависит не только от конструктивного подхода Беларуси по украинской проблематике, но и соблюдения прав человека. Это является очень важной частью диалога между Беларусью и Евросоюзом. Есть определенные сдвиги, но их необходимо укреплять прогрессом и в других сферах.

– Ситуация: Макей настаивает на присутствии Лукашенко в Риге на саммите, но политзаключенные по-прежнему за решеткой – как быть?

– До саммита два с половиной месяца, и трудно сказать, где мы будем 21 мая. Но у Евросоюза есть четкое понимание статуса тех заключенных. Особенно Статкевича, бывшего кандидата в президенты. У белорусской стороны мнение, что это преступники, а у европейской стороны мнение на этот счет другое. Но если есть два мнения, то необходимо приходить к какому-то общему знаменателю. Я не думаю, что позиция Евросоюза до тех пор, пока господин Статкевич в тюрьме, особенно изменится.

– Насколько вероятно подписание во время Рижского саммита соглашения между ЕС и Беларусью об удешевлении виз?

– Переговоры идут неплохо, но это очень технический и бюрократический процесс. Гарантировать, что на саммите мы подпишем это соглашение, как мне кажется, пока преждевременно. Но я думаю, что если мы не подпишем его на Рижском саммите, то сделаем это во второй половине 2015 года. Мы заинтересованы в таком соглашении с Беларусью. Это и для граждан Беларуси хорошо: стоимость визы падает с 60 до 35 евро. Это увеличит и количество желающих поехать за границу. У нас, честно говоря, выдача виз очень большая, но думаю, что это соглашение отвечает интересам и нашим, и вашим.

– Какие перспективы у Восточного партнерства?

– Мы понимаем, что мы имеем шесть разных стран. У Украины, Молдовы и Грузии несколько иной подход к Евросоюзу, но надо находить точки соприкосновения со всеми шестью странами. Оставляя существующую единую платформу, мы должны сотрудничать со странами, исходя из их интересов и интересов Евросоюза. Мы готовы пойти с той же Беларусью так далеко, как захочет белорусское правительство и народ Беларуси. В самом ЕС разные взгляды на Восточное партнерство – это мы хорошо видим на примере украинского кризиса. Думаю, что перспективы неплохие, если нам удастся найти компромисс между интересами стран Восточного партнерства и Европейского союза.

– Получается, что белорусскую сторону в первую очередь интересует финансовый аспект сотрудничества…

– Не только. Полагаю, что белорусской экономике нужна модернизация. В Беларуси три соседа – страны Европейского союза. У нас отношения с Беларусью очень хорошие, и я уверяю, что Евросоюз может многое предложить. Это не только деньги, но и модернизация, и передача опыта, трансграничное сотрудничество, окружающая среда.

– Лично вы верите в искренность белорусского руководства, когда оно говорит о стремлении к улучшению отношений с Западом?

– Евросоюз настроен на сотрудничество с Беларусью. И латвийское председательство прилагает много усилий для того, чтобы разрубить узел взаимного непонимания. А оно есть в определенных моментах между Беларусью и Евросоюзом. С нашей стороны проблем не будет. А вот как господин Лукашенко будет выстраивать отношения с Евросоюзом, будем смотреть. За 20 лет у нас были и подъемы, и падения, и мне хотелось бы видеть если не большой, то хотя бы маленький подъем нормализации наших взаимоотношений. Мы в этом заинтересованы.