Николай Статкевич о беларуской избирательной системе

Она лишь муляж настоящей. Избирательные комиссии почти полностью сформированы из специально отобранных и подконтрольных представителей власти. Сейчас идет парламентская кампания. Из 63 000 членов участковых избирательных комиссий только 21 от демократических организаций.

Широко используется принуждение к 5-дневному предварительному голосованию студентов, работников государственных предприятий и учреждений, служащих силовых структур. Официальные цифры досрочно проголосовавших избирателей составляют больше трети от их списочного числа.

В ночь перед основным днем выборов урны для досрочного голосования вскрываются чиновниками, их содержимое подменяется. Число бюллетеней за кандидата от власти в них оказывается 95-99%.

Этого было бы достаточно для “победы”. Но фальсификация предварительного голосования носит только вспомогательный, страхующий характер. В основной день голосования избирательные комиссии лишь имитируют подсчет бюллетеней. Наблюдатели не имеют право реально наблюдать подсчет, приближаться к столу, где он производится, даже делать фото или сэлфи. Нарушители запретов немедленно удаляются милицией.

Поэтому результаты “выборов” делаются известными уже после публикации списка кандидатов. Представители оппозиции отсутствуют не только в парламенте, но и в местных представительных органах власти. Правда, три года назад в состав парламента были избраны (реально – назначены) две представительницы демократических организаций. Слишком активно и критично по отношению к режиму они себя не вели. Но ЕС увидел в их назначении признак либерализации и снял свои символические санкции с режима.