Новый посол Литвы заговорил о реабилитации политзаключенных Беларуси
Наличие политзаключенных осложняет белорусско-литовские отношения, считает новый посол Литвы в Беларуси Линас Линкявичюс.
“ЕС выдвигает твердые требования и условия, чтобы политические заключенные были выпущены и реабилитированы. Это — залог нормального диалога, об этом говорилось не раз, и наличие этой проблемы однозначно осложняет диалог”, — заявил дипломат.
На вопрос о перспективах участия Беларуси в программе ЕС “Восточное партнерство” Линкявичюс ответил, что “все зависит от заинтересованности самой Беларуси”. “Но, в принципе, я считаю, любой канал для контактов, диалога, в том числе “Восточное партнерство”, очень важен. Сейчас в полной мере не получается вести такой диалог, и мы должны постараться сохранить идею Восточного партнерства и убедить другую сторону, что от этого есть польза”, — считает новый посол, пишет БелаПАН.
“А польза от этой инициативы многоплановая, — подчеркнул Линкявичюс. — Это и контакты с гражданским обществом, и с государством, распространение нашего взгляда на жизнь и ценности, чтобы были сняты искусственные вопросы, поскольку еще существуют предрассудки. Очень много перспектив, но пока что полнокровно их реализовать не получается. Но, я думаю, что все может получиться. Недавно глава МИД Беларуси был в Брюсселе, поэтому говорить о том, что все полностью заморожено нельзя, есть большой потенциал”.
Он “с сожалением” заметил, что иногда в разговоре с официальным Минском “приходится переходить на язык ультиматумов и санкций”.
“И, как мы знаем, это происходит и сейчас — санкции одобрены в ЕС коллективно, и Литва также в этом участвует. Но, я думаю, это должна быть крайняя мера, особенно в отношении соседей. Необходимо, чтобы мы могли говорить не ультимативным способом, а нормальным тоном, тогда наш партнер лучше услышит то, что мы хотим сказать, и мы, в свою очередь, услышим его. Так что, разговор ультиматумами — это крайняя мера, которая иногда применяется, но она не должна быть нормой”, — убежден Линкявичюс.
По его мнению, судить об эффективности точечных санкций, применяемых ЕС к Беларуси, “очень сложно”. “Надо оценивать все аспекты, а не только их прямое воздействие. Если мы будем конкретно говорить об ограничении поездок белорусским чиновникам, то эффект, конечно, есть, поскольку они не могут выехать. Но если мы говорим об экономических санкциях, то нужно все осторожно взвешивать, чтобы они не наносили удар по простым людям и двусторонним экономическим отношениям, совместным проектам наших стран. Решения в этом случае нужно принимать очень взвешенно и чутко”,— считает литовский посол.
Свою задачу на новой должности Линкявичюс видит в “наведении контактов со всеми слоями населения — государством, бизнесменами, молодежью и оппозицией”. При этом он убежден, что дипломаты “не должны участвовать во внутренней политической жизни страны и занимать чью-либо сторону, поскольку это не объективно и некорректно”. “Но наблюдение за событиями осуществляется, в том числе в практике дипломатов ЕС. Так что, я вижу возможность наблюдения, но не участия”, — подчеркнул посол.
Нынешние белорусско-литовские отношения дипломат считает “неоднозначными”. “Ситуация у нас всегда была неоднозначной — и раньше, и сейчас, и, наверное, и в будущем будут проблемы. Но задача посольства заключается в том, чтобы был контакт, велся диалог, и в этом я вижу свою задачу как руководителя посольства”, — подчеркнул новый посол Литвы в Беларуси.
К исполнению своих обязанностей Линас Линкявичюс приступил в конце июля. Предыдущий посол Литвы Эдминас Багдонас покинул Беларусь 11 июля в связи с окончанием срока дипломатической миссии.
Линасу Линкявичюсу 51 год. С 1992 по 1996 годы он являлся депутатом сейма Литвы, в том числе возглавлял делегацию сейма в парламентской ассамблее НАТО. Дважды (с 1993 по 1996 и с 2000 по 2004 годы) занимал пост министра обороны Литовской Республики. С 1997 по 2000 годы был послом Литвы в миссии при НАТО и Западноевропейском союзе. С 2005 по 2011 годы — постоянный представитель Литвы в Североатлантическом совете. С 2001 по 2012 годы работал послом по особым поручениям департамента трансатлантического сотрудничества и политики безопасности МИД Литвы, а также общественным консультантом премьер-министра Литовской Республики. Женат.