Асабістая думка

О правах Николая Статкевича, правах Александра Федуты, а также несколько цитат к сведению

Вынужден повторить свое мнение: отказав в регистрации инициативной группы, Центральная избирательная комиссия грубо нарушила мои права как гражданина Республики Беларусь. Это — мнение, но мне оно кажется основательным.

И вот почему.

Существуют разные права.

Есть право Николая Статкевича стать кандидатом в президенты и баллотироваться в этом качестве на высший государственный пост в Республике Беларусь. Это право в настоящее время действительно ограничено его судимостью и нахождением в местах заключения.

Но вопрос регистрации инициативной группы по выдвижению кандидатом в президенты гражданина Статкевича – это не вопрос регистрации гражданина Статкевича. Это не вопрос реализации его права – а вопрос реализации моих гражданских прав, как и прав остальных граждан Республики Беларусь, желающих собирать подписи за выдвижение Статкевича.

Когда Лидия Ермошина говорит о том, что «пока он осужден, мы не имеем юридического права оформить его как кандидата в президенты. Более того, мы не имеем права зарегистрировать его инициативную группу. А не будет зарегистрирована инициативная группа, кто же тогда будет собирать подписи в его поддержку? Такие акции, если они и будут проходить, сразу становятся нелегитимными» — она выдает желаемой ей за действительное. А именно – в той части, где говорит, что не имеет права зарегистрировать его инициативную группу. Такой нормы в законодательстве нет. Если есть, господа юристы, — покажите мне ее. Потому что на сайте ЦИК висят документы (я посмотрел их 20 июля в 13-30), где четко говорится о порядке отказа в регистрации:

«Центральная комиссия отказывает в регистрации кандидата в Президенты в установленных Избирательным кодексом случаях, в частности, при несоответствии выдвинутого лица требованиям к кандидату в Президенты, наличии у него судимости, несоблюдении порядка его выдвижения, недостаточном количестве собранных подписей и при наличии других нарушений законодательства, предусмотренных статьей 681 Избирательного кодекса. Решение об отказе в регистрации может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь».

И здесь говорится – об отказе в регистрации КАНДИДАТА В ПРЕЗИДЕНТЫ. И совершенно иначе говорится об отказе в регистрации ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ:

«Центральная комиссия рассматривает заявление в пятидневный срок со дня его поступления, регистрирует инициативную группу и выдает членам инициативной группы соответствующие удостоверения и подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в Президенты Республики Беларусь (далее – подписной лист). В регистрации инициативной группы отказывается в случае нарушения требований настоящего Кодекса. Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован в трехдневный срок со дня принятия решения об отказе в Верховный Суд Республики Беларусь лицом, имеющим намерение выдвинуться кандидатом в Президенты Республики Беларусь. Верховный Суд Республики Беларусь рассматривает жалобу в трехдневный срок». – Это в статье 61 особенной части Избирательного кодекса.

То есть, инициативной группе отказывают в том случае, если она нарушила требования Избирательного Кодекса. Если в ее составе есть несовершеннолетние, например. Если члены инициативной группы включены в ее состав не добровольно. А этого в данном случае нет.

Гражданин Статкевич Н.В. становится субъектом избирательного процесса лишь после того, как инициативная группа соберет за него 100 тысяч подписей граждан Республики Беларусь. Этого Лидия Михайловна, как мне кажется, и не хочет допустить, о чем и говорит откровенно в приведенной выше цитате: решение ЦИК делегитимирует сбор подписей. При этом сама госпожа Ермошина показательно отсутствовала на заседании ЦИК. Почему?

Потому что был прецедент.

Этот прецедент был создан после отказа в регистрации кандидатом в президенты Леонида Синицына в 2001 году. Тогда, пройдя все инстанции, несостоявшийся кандидат дошел до Комитета по правам человека ООН. И Комитет был вынужден признать, что отказом в регистрации действительно были нарушены права граждан, поставивших свои подписи за выдвижение гражданина Синицына Л.Г. кандидатом в президенты.

Но тогда вопрос легитимности сформированной в результате выборов белорусской власти саму власть не волновал. Сейчас – волнует. И отсутствие Лидии Михайловны на заседании ЦИК развязывает ей руки: мол, коллеги оказались не вполне компетентны, и если Верховный Суд Республики Беларусь признает, что мы обязаны «открутить» решение назад, то мы его и «открутим». А потом, при регистрации Статкевича Н.В. кандидатом в президенты, разумеется, его не зарегистрируем.

Да. Разумеется. Но это будет уже совсем иная ситуация.

Александр Федутаbelaruspartisan.org