Оппозиция потеряла мощный аргумент и на Плошчу звать не будет
Какие перспективы на выборах у Григория Костусева, пойдет в президенты Гайдукевич-отец или Гайдукевич-сын, и зачем оппозиции Статкевич – в интервью Sputnik рассуждает Павел Северинец.
Сопредседатель оргкомитета по созданию партии “Белорусская христианская демократия” Павел Северинец считает, что белорусская оппозиция еще ни когда не была в такой слабой позиции накануне президентских выборов как теперь. По мнению политика, у оппозиции нет единого кандидата и звать на Плошчу некому.
“Самый мощной аргумент, который бы позволил оппозиции на что-то влиять, это единый кандидат. Она его уже потеряла. Его нет — и все на порядок ниже”, — заявил Sputnik во вторник Северинец. По его словам, оппозиция оказалась по многим причинам в очень сложной ситуации.
“Настолько сложной ситуации для оппозиции накануне президентской кампании не было никогда. Трудно делать какой-то глобальный прогноз с учетом известных событий в соседней стране, но пока ситуация для оппозиции выглядит очень плохо”, — сказал Северинец.
Говоря о перспективах протестных акций, оппозиционер констатировал, что “настроения звать на Плошчу нет”.
- 19 декабря 2010 года, в день выборов президента, участники шествия предприняли штурм Дома правительства на Площади Независимости в Минске. Тогда сотрудниками милиции были задержаны около 600 человек, среди которых были женщины. Позднее события той ночи начали называть “Плошча”.
Обреченные на позор
Политик считает бесперспективной инициативу выдвижения в 2015 году кандидатом 58-летнего Григория Костусева.
На сойме Белорусского народного фронта было заявлено, что экс-кандидат в президенты, зампредседателя партии БНФ Костусев может быть выдвинут на этих президентских выборах совместном кандидатом от нескольких оппозиционных структур.
“Любые оппозиционные кандидаты, которые пойдут на президентские выборы обособленно (от нескольких политических структур, а не ото всей оппозиции — Sputnik), обречены на позор”, — заявил Северинец.
Он отметил, что следует в этой ситуации понимать: западные лидеры с Лукашенко уже разговаривают просто напрямую. “И если бы был единый лидер оппозиции, то его бы еще принимали на Западе в расчет. А так, без единого кандидата, получится, что это просто массовка для Лукашенко с одной стороны, а с другой стороны — материал для репрессий”, — убежден политик.
Поэтому, перспективы выдвижения Костусева, а не единого кандидата, он расценивает как плохие. “Уверен, что единственный шанс, который у белорусской оппозиции остался — это выдвигать единым Статкевича”, — подчеркнул он.
О безответственности, Статкевиче и конгрессе
Сопредседатель оргкомитета по созданию партии “Белорусская христианская демократия” Северинец считает, что оппозиционные лидеры в период подготовки к президентским выборам проявили безответственность по нескольким принципиальным пунктам.
“Лидеры демократических сил проявили безответственность по вопросу единого кандидата, теперь же эта ситуация проявляется по поводу кандидатуры Статкевича в качестве единого кандидата”, — сказал политик.
- Экс-кандидат в президенты Николай Статкевич за события 19 декабря 2010 года был осужден и срок отбытия наказания у него заканчивается в 2017 году. Формально, по белорусскому законодательству отбывающий наказание гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата в президенты.
Однако Северинец считает возможным сценарий, когда “оппозиция выдвигает Статкевича единым, а потом требует его освобождения”.
Конгресс демократических сил, на котором политические силы должны были определиться по поводу единого кандидата, по его оценке, “это вообще уже на грани фантастики”. Он убежден, что конгресс по всем правилам, как это было в 2005 году, провести уже невозможно чисто технически: все сроки уже пошли. По мнению Северинца, единственный вариант проведения конгресса — “просто все собираются и все голосуют”.
Он считает, что Статкевич нужен белорусской оппозиции для того, чтобы продемонстрировать — единство есть. “А все остальные варианты, типа совместного кандидата, на мой взгляд, за гранью здравого смыла”, — сказал политик.
На выборы может пойти сын
Северинец сообщил, что, возможно, в этом году в президентской гонке от Либерально-демократической партии Беларуси будет участвовать не Гайдукевич-отец, а Гайдукевич-сын.
“Возможно, это будет Гайдукевич-младший”, — заявил Северинец, отвечая на вопрос о том, кто из лидеров оппозиции будет участвовать в президентских выборах.
- Основатель и бессменный лидер Либерально-демократической партии Беларуси (ЛДПБ) Сергей Гайдукевич, которому в прошлом году исполнилось 60 лет, в 2001-м, 2006-м и 2010 годах баллотировался от ЛДПБ кандидатом в президенты Беларуси. В 2014 году политик также заявил о намерении участвовать в избирательной кампании.
В 2012 году в парию пришел его сын Олег Гайдукевич, который оставил пост начальника РУВД Фрунзенского района Минска.
Политик сказал, что видел первого заместителя председателя ЛДПБ Олега Гайдукевича недавно на одном из круглых столов в государственной структуре. “Он приходил с охраной, и, по-моему, пиарит себя как кандидат. Но это мое частное мнение”, — сказал Северинец.
Кандидаты из третьего эшелона
Говоря о других участниках, политик отметил, что “это могут быть кто-то из демократов”. При этом он высказал сомнение, что на выборы-2015 пойдут те, кто был кандидатом в президенты во время предыдущих президентских кампаний.
“Я сомневаюсь по поводу Некляева и Милинкевича. Они понимают, что значит выдвижение поодиночке. Очевидно, что они не горят желанием идти на президентскую кампанию”, — отметил Северинец. По его словам, люди с большим политическим багажом понимают все риски.
- Экс-кандидат в президенты Беларуси, лидер общественной кампании “Говори правду” Владимир Некляев, на участие в событиях 19 декабря 2010 года был осужден на два года с отсрочкой. Лидер движения “За свободу” Александр Милинкевич принимал участие в президентской гонке в 2006 году.
“Выдвижение кого-то в качестве кандидатов от оппозиции из второго-третьего эшелона, по-моему, это большая политическая ошибка”, — сказал политик.
Северинец поддерживает идею о том, что в президентской гонке должны участвовать женщины, но говорит об ответственности за того, кого выдвигают в качестве кандидата.
О своем намерении участвовать в президентских выборах 2015 года в прессе заявили как минимум две женщины.
“Я не понимаю тех мужчин, которые этих женщин подталкивают. Это не просто проигрышное дело. Плохо со всех стороны — и для репутации человека. Это, в общем-то, может плохо кончиться”, — заявил он.
ОБСЕ: скорее “нет”, чем “да”
Политик сомневается, что позиция ОБСЕ по поводу признания белорусских выборов изменится, но он не исключает того, что оценка будет более мягкой с учетом того, что Минск стал переговорной площадкой по украинскому вопросу.
“Возможность того, что ОБСЕ признает эти выборы, не исключается. Но система наблюдения за ними будет многоступенчатая”, — сказал Северинец.
Но при этом он высказал мнение, что “скорее всего, выборы не признают, могут признать какое-то улучшение”.
Все будет зависеть от политического решения Запада, констатировал политик.
Тамара Беляева, ru.sputnik.by