Приговор белорусскому бунтарю – шесть лет за высказывание своего мнения

Экс-кандидат в президенты Николай Статкевич был приговорен судом в Минске к шести годам лишения свободы. Об этом сообщила его дочь Екатерина Статкевич. Обвинение просило восемь лет, за организацию и участие в массовых беспорядках. Лидер оппозиции Димитрий Усс был приговорен к пяти с половиной годам лишения свободы в колонии усиленного режима.

Екатерина Статкевич сказала N-tv.de, что она не ожидала оправдательного приговора. “Мой отец – личный враг президента Лукашенко”,- рассказала Екатерина, которая работает в баварском городе Ингольштадт и пишет докторскую диссертацию. В любом случае, оправдательные приговоры в белорусской судебной системе неприняты. “Если кого-то судят, он почти всегда признается виновным”.

Даже текст обвинения звучит абсурдно. Статья, на основании которой приговорен Статкевич – массовые беспорядки, которые сопровождаются ущербом имущества, говорит Екатерина Статкевич. Однако во время демонстрации в день президентских выборов, были повреждены только три окна в здании правительства. “И видеозаписи, которые смотрели в суде, показывают, что не демонстранты разбили окна, а сотрудники милиции в штатском”. В суде другой кандидат от оппозиции Андрей Санников, спросил милиционера, почему они не арестовали людей, которые били окна, на что был дан ответ: “Мы получили приказ сверху этого не делать”. После этого судья сделала перерыв в судебном заседании.

Усс и Статкевич принадлежат к оппозиционным политикам, которые на выборах 19-го декабря 2010 были против действующего президента Александра Лукашенко. Большинство из них были впоследствии осуждены. Одному, 36-летний Алесю Михалевичу, удалось сбежать в Чехию. По официальным данным, Лукашенко победил на выборах с 80 процентами голосов.

“Отвратительный приговор”

Статкевич является лидером Социал-демократической партии Беларуси. Председатель СДПГ Зигмар Габриэль назвал приговор Ставкевичу омерзительным. Беларусь “в очередной раз подтвердила свою репутацию в качестве последней диктатуры в Европе” – высказал свою позицию Габриэль, который требует “немедленно освободить нашего друга Николая и всех других политических заключенных в Беларуси”.

Вместе с Статкевичем был приговорен экс-кандидат в президенты Усс, единственной причиной этого является то, что “он друг моего отца и они проводили вместе избирательную кампанию”,- говорит Екатерина Статкевич. В день выборов на демонстрации, которая была жестоко разогнана, Дмитрий Усс даже не присутствовал. Сотрудники КГБ предлагали ему «дать показания против моего отца. Он отказался это сделать и обнародовал это предложение».

Связь с отцом после его ареста Екатерина Статкевич может поддерживать только посредством писем, которые подвергаются жесткой цензуре. Статкевич в стабильном психологическом состоянии, но его физическое состояние ухудшилось. У него появились проблемы с сердцем, сильно ухудшилось зрение. В отличие от Санникова и Михалевича отец Екатерины заявил, что не подвергался физическим пыткам. Предположительно, потому, что после ареста он в течение трех недель держал голодовку. Тем не менее, ему тоже угрожали в ходе допросов в КГБ.

Кенгуру в вечерних новостях

Екатерина Статкевич: “Недовольство среди населения в Беларуси в настоящее время очень велико. Несколько дней назад самым “важным” сообщением в вечерних новостях официального телевидения была новость, что популяция серого кенгуру в Австралии находится под угрозой. Беларусь находится в условиях тяжелейшего экономического кризиса, магазины пусты, а средства массовой информации это практически игнорируют. “Все больше и больше людей ищут альтернативные источники информации”.

В четверг Лукашенко заявил, что в настоящее время еще два активиста оппозиции находятся под стражей, да и они будут, скорее всего, освобождены. «Зачем продолжать тратить государственные деньги на них”, добавил он во время своего визита в Казахстан. На самом деле, однако, в тюрьме находятся гораздо больше людей, чем два. “По моей информации, до сегодняшнего дня уже 21 человек были осуждены на тюремное заключение”,- говорит Екатерина Статкевич. В будущем ожидаются остальные суды, к тому же у 13 человек до сих пор статус подозреваемых.

“Это уголовная логика Лукашенко”

Наблюдатели предполагают, что заявление Лукашенко объясняется финансовым кризисом в стране. В понедельник Беларусь провела девальвацию своего рубля более чем на 50 процентов. Режим должен будет освободить политических заключенных, чтобы успокоить Запад и получить новые кредиты от Международного валютного фонда, заявил русской радиостанции “Эхо Москвы” бывший кандидат в президенты Михалевич, который бежал в Чехию. “Лукашенко ведь всегда так делает. – добавляет Екатерина Статкевич – Это криминальная логика, которой он живет”.

Только в прошлую пятницу писатель и экс-кандидат в президенты Владимир Некляев, который был жестоко избит по пути на демонстрацию 19 декабря, был приговорен к тюремному заключению на два года с отсрочкой приговора на два года. Этот вид наказания, существующий в Беларуси, можно сравнить с усиленным условным сроком. Сотрудница Некляева была приговорена к одному году тюремного заключения. Христианский демократ Виталий Рымашеский, другой экс-кандидат в президенты, а также три участника избирательной кампании, были приговорены к условному наказанию до двух лет.

Самый жесткий приговор до сир пор был принят в отношении Андрея Санникова.
57-летний экс-кандидат в президенты Санников был приговорен к пяти годам лишения свободы в колонии усиленного режима. Его жена, журналистка Ирина Халип получила два года за нарушение общественного порядка, с отсрочкой приговора на два года. “В то время, когда они оба находились под стражей, власти пытались похитить их ребенка”,- говорит Екатерина Статкевич. Ребенка, который был с бабушкой и дедушкой, пытались похитить в детском саду. Это было предотвращено только потому, что появилась съемочная группа российского телевидения.

За судом в отношении ее отца Екатерина Статкевич следила из Германии. Она хотела приехать в Минск, чтобы поддержать своего отца. Но это в настоящее время слишком опасно – “хотя бы потому, что они тогда смогут шантажировать моего отца”.

n-tv.de