Санников написал прошение о помиловании в результате пыток
Находящийся в колонии экс-кандидат в президенты Андрей Санников написал прошение о помиловании на имя Александра Лукашенко. Об этом сообщила на пресс-конференции в Минске 25 января его жена Ирина Халип, которая встречалась с Санниковым в колонии «Витьба-3» 24 января. По ее утверждению, сделал он это «в результате пыток».
«После трех месяцев полной изоляции я смогла увидеть мужа в тюрьме. В пятницу, правда, его видел адвокат, но и адвокат, и Андрей Санников были предупреждены администрацией колонии, что если их разговор выйдет за рамки уголовного дела и надзорных жалоб, то встреча будет прервана и больше адвокаты не получат к нему доступа. Их предупредили, что встреча адвоката и подзащитного будет проходить под аудио- и видеозапись и под надзором представителя администрации. Именно поэтому адвокат потом рапортовала, что Андрей якобы «выглядит неплохо и жалоб на здоровье не имеет». Это тоже было условием», — сказала Ирина Халип.
«Когда же я вчера увидела Андрея, меня потрясло, насколько изможденным он выглядит. Это человек, который за три месяца прошел минимум десять лет сталинских лагерей, — отметила супруга политзаключенного. — Его мать, которая тоже была на свидании, все четыре часа обратной дороги из колонии плакала. Потому что первой фразой сына были слова «я не надеялся, что еще когда-нибудь тебя увижу».
По словам Халип, Санников «не мог мне ничего сказать конкретно. Было видно, что ему это запрещено. «Моя отсидка закончилась в сентябре. Дальше начались пытки», — только и сказал Андрей».
Напомним, Андрей Санников осужден на пять лет лишения свободы в колонии усиленного режима по обвинению в организации массовых беспорядков 19 декабря 2010 года. Отбывать наказание политик должен был в исправительной колонии Новополоцка (Витебская область), куда прибыл в конце июля, однако после этого его неоднократно этапировали в разные учреждения.
С 8 ноября осужденного политика держали в полной изоляции — к нему не допускали ни родственников, ни адвокатов. 20 января Санникову разрешили встречу с адвокатом. 24 января состоялось краткосрочное свидание осужденного с женой и матерью.
«Все это время Бог знает, что с ним происходило. Но очевидно, что он подвергался пыткам, — заявила Халип. — Андрей дал мне понять, что еще в могилевской тюрьме, куда его привезли 16 ноября, ему угрожали убийством меня и нашего четырехлетнего сына. Если этим еще в тюрьме КГБ не брезговал сам господин Зайцев, то стоит ли удивляться, что подчиненные использовали его методы».
Халип отметила, что ее муж понимает, «в каком тяжелом положении я нахожусь»: «Учитывая комендантский час по приговору суда, я обязана открывать дверь поздним вечером, когда они звонят со словами «Откройте, милиция!». Так ко мне может прийти кто угодно, и я не смогу не открыть дверь».
По словам Халип, во время свидания муж дал ей понять, что с ним происходило «что-то ужасное». «Свидание проходило через стекло и в присутствии сотрудника колонии. Однако я смогла написать записку с вопросом «угрожали семье?». В ответ на это Андрей кивнул», — рассказала Халип.
«Андрей готов умереть сам, но не позволит причинить вред нам с Даней. Таким образом, еще 20 ноября из него выбили прошение на имя Лукашенко», — сказала Ирина Халип.
На пресс-конференции 23 декабря Александр Лукашенко, отвечая на вопросы негосударственных СМИ, почему он не подписывает указ о помиловании экс-кандидатов в президенты Андрея Санникова, Николая Статкевича и доверенного лица Санникова Дмитрия Бондаренко, заявил, что они будут сидеть в тюрьме, пока не обратятся к нему с просьбой о помиловании.
«Абсолютно конкретно вам отвечаю: помилую человека и могу помиловать того, который ко мне обратился за помилованием. Не обратятся, будут сидеть в тюрьме… Я могу помиловать, могу и не помиловать. Хотя и тут есть определенные факторы, как сдерживающие, так и подталкивающие меня к этому. Мое право конституционное», — подчеркнул Лукашенко.
«Почему же Лукашенко, получив столь вожделенную бумажку, не размахивал ею на пресс-конференции в декабре, когда говорил, что политзаключенные не хотят писать прошения и поэтому сидят? — задалась сегодня на пресс-конференции вопросом Ирина Халип. — Они не хотят писать, но из них выбивают эти прошения под пытками и угрозами. Тем более что, в отличие от всех остальных, у Андрея маленький ребенок и жена, осужденная с отсрочкой».
Как считает Ирина Халип, «Лукашенко вовсе не были нужны прошения о помиловании».
«Это отмазка для журналистов, которые ему задают вопросы. У него другая задача. Его задача — не выпустить политзаключенных живыми. Если бы Лукашенко нужны были бумажки с их подписями, неужто он бы не воспользовался бумажкой с подписью его самого сильного соперника? Неужели он промолчал бы об этом на пресс-конференции в конце декабря? — заявила Халип. — Но он промолчал. И это лишний раз доказывает, что его подлинная задача — физическое уничтожение своих соперников. С этой же целью в могилевскую тюрьму, подальше от возможных свидетелей, отправили и Николая Статкевича. Поэтому и не отпускают больного Дмитрия Бондаренко».
По словам Ирины Халип, в самом конце свидания Санников приложил к стеклу записку, где было написано: «Речь идет о спасении жизни. В любой момент меня могут убить».
Халип также высказала недовольство позицией Евросоюза в отношении белорусских властей. «Европейские политики со своими заявлениями о своей жесткой и последовательной политике ничего не добились. Европейские политики тут, к сожалению, ведут себя беспринципно», — сказала она.
Жена Санникова считает, что ЕС должен усилить экономические санкции в отношении Беларуси. «Нефтепродукты, покупаемые в Беларуси, составляют 1,5% от потребности Евросоюза. Невозможно отказаться? Одного дня бы хватило, чтобы вышли все политзаключенные», — считает она.
***
Комиссия по вопросам помилования при президенте Республики Беларусь прошение Андрея Санникова о помиловании пока не рассматривала. Об этом БелаПАН сообщил член комиссии Николай Самосейко, руководитель комиссии Палаты представителей по законодательству и судебно-правовым вопросам.
О том, что Санников написал такое прошение еще 20 ноября, Самосейко, по его словам, узнал «сегодня из интернета».
Депутат сообщил, что заседания комиссии по помилованию проводятся три-четыре раза в год. Последнее состоялось около месяца назад, когда должно пройти очередное заседание, он не знает. Как пояснил Самосейко, заседания проводятся «по мере накопления материалов», иначе «пришлось бы заседать каждый день». «Материалов на заседании рассматривается достаточно много», — сказал член комиссии по помилованию.
***
Власти сознательно замалчивали информацию о написании Санниковым прошения о помиловании, считают эксперты. По их мнению, факт написания Андреем Санниковым прошения о помиловании власти могли скрывать для получения максимальной выгоды для себя.
«Я исключаю, что информация о написании помилования не дошла до Александра Лукашенко. Вопросы, касающиеся политзаключенных, он отслеживает очень тщательно, лично контролируя борьбу с политическими противниками», — заявил в комментарии БелаПАН политолог Валерий Карбалевич.
«Возможно, текст, который написал Санников, не совсем удовлетворяет Лукашенко. Наверное, он хотел в нем увидеть раскаяние, признание своей вины, какие-то обещания», — предположил он.
Возможно также, считает политолог, Лукашенко ожидает каких-то встречных шагов со стороны Запада. «Кандидат в президенты — это очень дорогой товар, и отпускать его без встречных шагов со стороны Европы, хотя бы чисто символических, наверное, он считает неправильным. Поэтому выжидает: если такой товар и продавать, то за хорошую цену», — считает Карбалевич.
По его мнению, к Санникову продолжительное время не допускали адвоката именно потому, что не хотели распространения информации о написании прошения. «Если же разрешили встречу с женой и матерью, значит, согласились с тем, чтобы информация вышла наружу. Это означает, что шансы на освобождения у Санникова появились, стали гораздо больше, чем у политзаключенных, которые не написали прошение. Хотя сам факт написания прошения о помиловании не гарантирует освобождения», — добавил политолог.
Андрей Бондаренко, директор правозащитного информационно-просветительского учреждения «Платформа», которое занимается проблемами прав человека в пенитенциарной системе, тоже полагает, что Лукашенко знал о написании Санниковым прошения по помиловании. «Скорее всего, он принял внутреннее решение замолчать этот вопрос, чтобы каким-то образом получить для себя максимальную выгоду», — предположил Бондаренко.
www.naviny.by