Событие года в Беларуси — акции против декрета о «тунеядцах»
На внутриполитической арене в 2017 году не было более значимого события, чем массовые акции против декрета № 3.
Уличные акции против декрета № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» стали главным внутриполитическим событием 2017 года, заявилиБелаПАН политолог Валерий Карбалевич, политики Юрий Губаревич и Николай Статкевич.
Для власти встала проблема обратной связи с обществом
«Самым главным событием 2017 года, безусловно, стали акции «нетунеядцев». Они показали большое влияние на общество, стали резонансными. На фоне, казалось бы, стабильности в стране они взбудоражили белорусское общество», — сказал Карбалевич.
По его мнению, уличные акции протеста оказали «значительное, хотя и не очень сегодня заметное» влияние на жизнь страны.
«Возможно, это не дело только этого года. Власти, с одной стороны, жестко подавили акции. Но с другой стороны — они сделали определенные выводы. Серия декретов к концу года о либерализации экономики — это отдаленное эхо акций «нетунеядцев», которые показали, что общество недовольно и одними репрессиями дело не решить. Поэтому власти пытаются каким-то образом реагировать на них», — сказал эксперт.
Карбалевич считает, что уличные акции протеста 2017 года также показали: власть потеряла монополию на СМИ.
«Новые медиа начинают очень сильно влиять на общество. Власти на это реагировали в своем стиле: боролись с журналистами в ходе акций, судили за высказывания в СМИ о призыве к участию в несанкционированных акциях и так далее», — отметил он.
Политолог полагает, что отсутствие обратной связи между властями и обществом становится проблемой не только для общества, но и для власти.
«Акции «нетунеядцев», рост социального напряжения оказались для властей совершенно неожиданными. Это происходит потому, что нет механизмов, которые существуют в нормальных демократических странах в виде выборов, независимых СМИ и профсоюзов. Недовольство общества оказалось неожиданным для властей, они на него отреагировали с опозданием, хотя, по логике, должны были делать это с опережением», — сказал он.
Внешние ресурсы для поддержки стабильности заканчиваются
С одной стороны, сказал он, было усиление репрессий, пусть они и имели краткосрочный и предупредительный характер, чтобы эти события не развивались по неконтролируемому властями сценарию. С другой, отметил политик, власти поняли, что нужно раскрепощать частную инициативу, искать новые источники доходов на внутреннем рынке.
«Думаю, определенные действия по принятию декретов в поддержку предпринимателей, IT-сектора вызваны положением дел в экономике и тем, что нет возможности находить внешние ресурсы для поддержки хотя бы того уровня жизни, который был в предыдущие годы», — считает Губаревич.
Власть понесла ощутимый имиджевый ущерб
Массовые протесты против декрета о «тунеядцах» для сопредседателя незарегистрированного Белорусского национального конгресса Николая Статкевича являются «свидетельством формирования белорусской политической нации, массовым пробуждением народного достоинства и желания реформ».
«Десятки тысяч людей по всей Беларуси, в том числе и в не очень больших городах, вышли на улицы, самоорганизуясь. Они знали, что делать, мы им полтора года показывали, что надо собираться в центре, не утруждая себя получением официального разрешения. Надо выходить и требовать своего», — сказал он.
Власть, складывается впечатление у Статкевича, «избавилась от своих иллюзий, увидев народную ненависть по отношению к себе».
«Она запаниковала, действовала неадекватно, понеся имиджевый, экономический, международный ущерб. Это свидетельствует и о том, что патриотическим силам впервые за много лет удалось стать выразителем народных интересов — интересов большинства. Это самое ценное приобретение, которое надо сохранять и развивать», — сказал политик.
Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» был подписан Александром Лукашенко 2 апреля 2015 года. Он обязал граждан Беларуси, постоянно проживающих на территории страны иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не участвовали в финансировании государственных расходов или участвовали в таком финансировании менее 183 календарных дней в году, уплачивать сбор в 20 базовых величин, иначе им грозил штраф или административный арест. Срок уплаты сбора истек 20 февраля 2017 года. По данным Министерства по налогам и сборам, сбор уплатили более 54 тыс. человек из 470 тыс., которым были разосланы уведомления. Декрет вызвал возмущение в обществе и привел к массовым протестам, пик которых пришелся на весну этого года. Уличные акции жестко разгоняла милиция, их участников штрафовалии наказывали административным арестом. Новая редакция проекта декрета № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», который теперь называется «О содействии занятости», подразумевает, что граждане, признанные социальными иждивенцами, должны будут возмещать полную стоимость льготируемых государством услуг. Обновленный декрет, как планируется, в полном объеме заработает 1 января 2019 года. |